Закон і Бізнес


Торговля не для всех

Организовывать продажу акций смогут только фондовые биржи


№34 (1073) 18.08—28.08.2012
ВАЛЕРИЙ ОЛЕФИР
5442

Уже подписан закон, вносящий изменения в работу фондовых бирж и в схему размещения ценных бумаг. Среди нововведений — запрет профессиональным участникам фондового рынка самостоятельно организовывать продажу акций. Соответствующие полномочия теперь будут иметь исключительно фондовые биржи.


«Бумажные» изменения

С 1 января следующего года вступит в силу принятый парламентом в начале июля  закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства о ценных бумагах» (полный текст см. на стр.17).

Данным законом установлена схема эмиссии ценных бумаг как при публичном, так и при частном размещении. Определенный ст.30 закона «О ценных бумагах и фондовом рынке» порядок в целом не изменился, однако стал более конкретизированным, прописан детальнее.

Введен термин «заключение договоров с первыми владельцами», что является одним из этапов эмиссии. Это позволяет четко определить временные рамки продажи ценных бумаг при их размещении, а также момент, после которого запрещается изменять проспект эмиссии публичного размещения.

Эмиссия ценных бумаг может происходить в форме публичного или частного размещения. При этом первое размещение акций акционерного общества является исключительно частным — среди учредителей. Публичное акционерное общество обя­зано осуществлять публичное размещение акций дополнительных эмиссий только на фондовой бирже.

Условия и основания прекращения деятельности юридических лиц дополняются положениями о необходимости в случае проведения государственной регистрации прекращения юридического лица — эмитента ценных бумаг (дополнительно к определенным в настоящий момент документам), предоставлять государственному регистратору справку Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку об отсутствии неотмененных выпусков ценных бумаг этого юридического лица. Акционерные общества предоставляют справку об отмене всех выпусков акций.

Предусмотрены дополнительные основания прекращения акционерного общества:

• допущение нарушений при его создании, которые невозможно устранить;

• неподача в комиссию предусмотренной законодательством информации в течение двух лет;

• несоздание органов акционерного общества на протяжении года со дня регистрации комиссией отчета о результатах частного размещения акций;

• несозыв общего собрания акционеров в течение 2 лет подряд.

В случае выявления указанных нарушений комиссия обращается в суд с иском о прекращении акционерного общества.

Требования к рекламе

Особое внимание законодатель уделил определению понятия рекламы ценных бумаг и порядку ее распространения. Рекламой считается информация об институтах общего инвестирования, ценных бумагах, которые эмитируются или находятся в обращении, товарах и услугах, предлагаемых профессиональным участником фондового рынка, саморегулирующейся организацией таких участников или уполномоченным рейтинговым агентством.

Заказывать рекламу, касающуюся ценных бумаг, товаров, услуг, могут только лица, которые эмитируют такие ценные бумаги или предоставляют рекламируемые товары, услуги. Государственным органам запрещается распространять рекламу каких бы то ни было ценных бумаг, кроме государственных.

Любая реклама, касающаяся ценных бумаг и фондового рынка, подается в комиссию для согласования не менее чем за 10 рабочих дней до дня ее обнародования. В случае запрещения рекламы комиссия направляет рекламодателю принятое решение и публикует его на официальном сайте НКЦБФР.

В рекламе, касающейся ценных бумаг и фондового рынка, запрещается указывать прогнозируемый размер доходности (кроме ценных бумаг с фиксированной доходностью), использовать сведения, не отвечающие проспекту эмиссии ценных бумаг, использовать сравнительную рекламу независимо от того, соответствует ли действительности приведенная для сравнения информация.

Организация фондового рынка

Законодатель определяет, что «деятельность по организации торговли на фондовом рынке — деятельность фондовой биржи по созданию организационных, технологических, информационных, правовых и других условий для сбора и распространения информации относительно предложений ценных бумаг и других фондовых инструментов и спроса на них, проведения регулярных биржевых торгов ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, централизованного заключения договоров, касающихся ценных бумаг и других финансовых инструментов, согласно правилам такой фондовой биржи, зарегистрированным в установленном законом порядке».

Следовательно, деятельность по организации торговли смогут осуществлять только фондовые биржи (в соответствии с действующим законодательством такую деятельность осуществляют профессиональные участники фондового рынка). Учитывая повышенные требования к размеру капитала и характеру деятельности биржи, это позволит ограничить возможности отдельных личностей влиять на стоимость ценных бумаг.

Кроме того, определяется порядок заключения и изменения договоров купли-продажи ценных бумаг. Такой договор, заключаемый на бирже, считается заключенным с момента фиксации данной фондовой биржей факта заключения договора в соответствии с ее правилами и не может быть расторгнут, кроме случаев, установленных законом. Договоры относительно ценных бумаг, заключенные без участия торговца, за исключением случаев, определенных законом, считаются ничтожными.

В закон «О ценных бумагах и фондовом рынке» включаются новые положения о требованиях к профессиональным участникам фондового рынка. В частности, кандидатуры руководителей фондовых бирж и депозитариев согласовываются с комиссией. Профессиональные участники обязаны придерживаться пруденциальных нормативов и подавать в комиссию расчеты, подтверждающие исполнение. Юридические и физические лица, которые имеют существенное участие в профессиональном участнике, обязаны предоставлять комиссии дополнительные сведения о себе и дополнительно подавать информацию в случае изменения таких сведений.

Также впервые в законодательстве о ценных бумагах вводятся пруденциальные нормативы: комиссии предоставляется право устанавливать обязательные количественные значения и показатели, которых должны придерживаться профес­сиональные участники фондового рынка, осуществляя свою деятельность.

Следует обратить особое внимание на то, что в законе «О ценных бумагах и фондовом рынке» появится перечень документов, которые необходимо подавать для получения лицензии, и перечень оснований для отказа в ее выдаче. Определение этих правил на уровне закона вносит стабильность и предсказуемость в правовое регулирование фондового рынка.

Срок действия лицензии на осуществление определенного вида профессиональной деятельности на фондовом рынке является неограниченным. Лицензия на осуществление андеррайтинга выдается только при условии наличия у торговца ценными бумагами лицензии на осуществление дилерской деятельности.

Особые условия предоставления лицензии на осуществление андеррайтинга связаны с изменением определения таких услуг. В частности, установлено, что андеррайтер может осуществлять следующую деятельность:

• покупку ценных бумаг у эмитента с последующей их перепродажей инвесторам;

• гарантирование полной или частичной продажи ценных бумаг эмитента инвесторам, полный или частичный их выкуп по фиксированной цене с последующей перепродажей;

• продажа как можно большего количества ценных бумаг, без обязательства приобрести какие-либо ценные бумаги, которые не были проданы.

Именно поэтому в случае выкупа андеррайтером нереализованных ценных бумаг эмитента ему необходима лицензия на осуществление дилерской деятельности для последующих действий.

Статус и полномочия комиссии

Что касается статуса НКЦБФР, то необходимо подчеркнуть, что ее полномочия существенно расширены. Так, комиссии предоставлено право устанавливать пруденциальные нормативы, согласовывать кандидатуры руководителей фондовых бирж и депозитариев, устав и правила фондовых бирж и депозитариев; устанавливать требования и контролировать их соблюдение относительно рекламы на фондовом рынке и некоторые другие права.

Кроме того, предусматривается ответственность в виде штрафов за распространение рекламы, касающейся фондового рынка, без предварительной ее подачи комиссии, непрекращение рекламы ценных бумаг, эмиссия которых признана недействительной, распространение рекламы после запрета комиссией такого распространения. В случае выявления нарушения составляется акт, который вместе с необходимыми документами рассматривается уполномоченным лицом комиссии для принятия решения о наложении взыскания. Юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за действия, являвшиеся предметом проверки, по результатам которой не было выявлено правонарушений на рынке ценных бумаг.

Отдельно определены условия и основания для выдачи комиссией лицензии на осуществление операций с ценными бумагами или отказа в ее выдаче.

Кроме того, для торговца ценными бумагами и для фондовой биржи установлена обязанность предоставлять в общедоступную информационную базу комиссии сведения о каждой сделке относительно эмиссионных ценных бумаг, заключенной вне фондовой биржи или на фондовой бирже соответственно. Что касается договоров, то указывается наименование эмитента ценных бумаг, их вид, форма, международный идентификационный номер, цена и другие сведения, определенные комиссией. В предоставленную информацию не включаются сведения о сторонах договоров.

В общем виде внесенные изменения можно рассматривать как логическое развитие и совершенствование действующего законодательства о ценных бумагах и фондовом рынке одновременно с существенным расширением компетенции НКЦБФР от­носительно лицензирования и надзора.