Арбитражный управляющий приравнен к должностному лицу предприятия-должника
Законодатель решил изменить статус арбитражных управляющих, вместе с тем прописав новые требования к ним и гарантии их независимости.В то же время некоторые нормы у экспертов вызывают настороженность.
Профессиональный рост
«Все профессии нужны, все профессии важны», — вспоминаются строки детского стихотворения. Несмотря на то что арбитражный управляющий является ключевой фигурой на всех стадиях процедуры банкротства и столь необходим в условиях мирового финансового кризиса, его правовой статус и суть профессии известны далеко не каждому.
Общим термином «арбитражный управляющий» обозначаются три антикризисных специалиста: распорядитель имущества, управляющий санацией и ликвидатор, осуществляющие полномочия в судебных процедурах, применяемых к должнику. Судьба предприятия-должника и возможность удовлетворения требований кредиторов напрямую зависят от деятельности арбитражного управляющего, его знаний и опыта.
Выделение на законодательном уровне новой профессии — профессии арбитражного управляющего — связано с принятием в декабре 2011 г. новой редакции закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом». В соответствии с этим правовым актом изменен статус арбитражного управляющего, который вместо субъекта предпринимательской деятельности стал субъектом независимой профессиональной деятельности.
Новые стандарты
Какие же изменения несет новый закон? Арбитражный управляющий приравнен к должностному лицу предприятия-должника с момента назначения судом и до прекращения полномочий. Остается надеяться, что эта норма повысит ответственность арбитражных управляющих при ведении дела, а не станет рычагом влияния на них со стороны правоохранительных органов.
Также законодатель изменил лицензирование деятельности арбитражных управляющих, прописав порядок получения статуса арбитражного управляющего, аналогичный порядку получения права заниматься адвокатской или нотариальной деятельностью: прохождение стажировки и обучения в течение 6 месяцев, сдача квалификационного экзамена и получение свидетельства на право заниматься соответствующей деятельностью, которое выдается на бессрочной основе. Предусмотрены также такие требования к арбитражным управляющим, как наличие стажа работы по специальности не менее 3 лет или 1 года на руководящей должности и знание государственного языка.
Кроме того, в соответствии с законом арбитражный управляющий должен иметь удостоверение и печать, порядок использования которых определяется органом по вопросам банкротства.
Стоит отметить, что законом установлены гарантии независимости арбитражных управляющих: необходимо уведомить орган по вопросам банкротства о задержании арбитражного управляющего или возбуждении в отношении него уголовного дела, выемка документов у арбитражного управляющего возможна только по решению суда.
Ограниченный труд
Законодательно определены требования к помощнику арбитражного управляющего: украинское гражданство, полное высшее юридическое или экономическое образование и владение государственным языком. Стаж работы помощником приравнивается к сроку стажировки. Стоит обратить внимание на запрет помощнику арбитражного управляющего заниматься предпринимательской (посреднической) или адвокатской деятельностью, занимать должности в органах государственной власти или местного самоуправления, а также выполнять другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности. Хотя закон не содержит соответствующего запрета в отношении арбитражного управляющего, вопрос о том, имеет ли он право заниматься адвокатской и предпринимательской деятельностью, активно обсуждается.
Законом предусмотрены и порядок привлечения арбитражных управляющих к дисциплинарной ответственности, и два вида дисциплинарных взысканий: предупреждение и лишение права на осуществление этой деятельности.
Обращает на себя внимание норма, согласно которой запрещено осуществление деятельности арбитражного управляющего без заключения договора страхования профессиональных рисков, минимальный размер страховой суммы по которому составляет 300 минимальных заработных плат (на сегодня — 321900 тыс. грн.).
Размер денежного вознаграждения за осуществление полномочий арбитражного управляющего зависит от вида судебной процедуры, которая применяется к должнику. Так, за осуществление полномочий распорядителя имущества размер вознаграждения составляет не менее 2 и не более 5 минимальных заработных плат (2146—5365 грн.). Вознаграждение за осуществление полномочий ликвидатора и управляющего санацией состоит из основного и дополнительного. Размер основного вознаграждения не может превышать 10 минимальных заработных плат (10730 грн.), а размер дополнительного определяется в процентном соотношении от размера взысканных в пользу должника активов и размера погашенных требований конкурсных кредиторов.
Законом предусмотрено создание саморегулирующейся организации арбитражных управляющих, одной из функций которой будет контроль за соблюдением ее членами требований законодательства о банкротстве.
Хочется верить, что принятый закон не только станет правовой основой для формирования профессионального сообщества арбитражных управляющих, но и значительно повысит престиж профессии. Сегодняшние реалии таковы, что деятельность арбитражного управляющего зачастую совмещается с адвокатской, юридической или бухгалтерской, так как не дает специалисту возможности реализовать себя в полной мере и не является достаточным источником дохода.
Современное общество нуждается в высококлассных специалистах антикризисного управления, способных обеспечить нормальное функционирование механизма финансового оздоровления и банкротства в нашей стране.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.23 МБ)
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!