Нардепам придется положить мандаты на алтарь старой Конституции
Отмена политреформы 2004 года породила множество коллизий, устранить которые в ближайшее время должен парламент. И наиболее актуальной для народных депутатов, очевидно, является срок действия их мандатов.
По словам министра юстиции Александра Лавриновича, достаточно открыть любой учебник по правоведению, чтобы убедиться в сохранении за нардепами ВР VI созыва пятилетней каденции. Но учебник, увы, — не источник права, а лишь сборник теоретических воззрений. А для государства фундаментальным источником правовых норм является все же Конституция. В ее действующей на текущий момент редакции.
Каденция от противного
Существуют различные способы доказывания утверж¬дений — от силы права до права силы. Принцип «я прав, потому что я прав» подпадает только под последний. А более научные и общепринятые методы приводят к очевидным заключениям.
Один из таких методов широко применяется в точных науках. Правоведы если и знают его, то в процессе заучивания доктрин «забывают». А ведь большинство теорий доказываются на основании аксиом и — методом от противного. Что же дает такой подход применительно к срокам полномочий нынешнего парламента?
Предположим, что министр прав, и действительно признание неконституционным закона «четыре двойки» не изменяет установленный им 5-летний срок действия депутатского мандата текущего созыва. В таком случае нужно принять за аксиому, что закон о внесении изменений в Конституцию гарантирует любому представительскому органу, избранному на его основании, возможность отработать «до упора».
Далее движемся по конституционной цепочке: разработка проекта изменений в Основной Закон, получение заключения КС, первое голосование… Ко второму заходу, который может состояться лишь на следующей сессии, мир и страну накрывает новая волна кризиса и народные депутаты решают, что проводить выборы, в принципе, занятие дорого¬стоящее. Но выборы уже на носу, кампания вот-вот начнется… Поэтому с целью экономии меняют в сроках полномочий Верховной Рады 5 лет, скажем, на 25. И голосуют 300 голосами за закон в целом.
Общественность пошумела-пошумела, но на выборы приходит, и парламент приступает к работе на такой «долгосрочной основе». Но через год-два КС по представлению нового Президента (нардепы вряд ли сами себя урежут в правах) единственный орган конституционной юрисдикции устанавливает факт нарушения процедуры и восстанавливает прежнюю редакцию всей Конституции. Неужели учебник, на который ссылается министр, сохранит за избранными гражданами их мандат на четверть века?
Нет, скажет любой, даже не слишком высококвалифицированный юрист: права, полученные с нарушением закона, не сохраняются после установления данного факта судом. Как не может сохраняться и объем полномочий органов власти, ¬установленный недействительным законом №2222-IV. С по¬следним утверждением министр юстиции и не спорит, видимо в данном случае читая другие главы того же учебника. Или же Гражданский кодекс, в котором четко сказано, что «недействительный правочин не создает юридических последствий».
Очевидное — невероятное
Это была элементарная математика. Теперь возвысимся до права. 1 октября то же Министерство юстиции сообщило, что к вечеру издаст старую Конституцию, чтобы все органы власти знали правила, по которым отныне обязаны жить. Открываем ст.77 Основного Закона, в которой четко записано, что очередные выборы проводятся в по¬следнее воскресенье марта четвертого года полномочий Верховной Рады. Эта норма в силу ст.8 Конституции имеет прямое действие.
Попытка обосновать продление каденции нормой ст.58 Основного Закона несостоятельна уже потому, что в ней речь идет об обратной силе нормативных актов, к которым решения КС не относятся. По крайней мере, теоретические споры о том, можно ли акты Суда считать источником права, до сих пор не получили разрешения. Поэтому можно лишь посочувствовать министру юстиции, которого долж¬ность обязывает доказывать «очевидность» сохранения сроков полномочий ВР VI созыва вопреки более очевидным конституционным нормам.
Как должен поступить в этой ситуации законопослушный Центризбирком? Разумеется, объявить о выборах 27 марта 2011 года. К тому моменту у Верховной Рады, избранной 30 сентября 2007 года и собравшейся на первое заседание 23 ноября, будет идти как раз четвертый год полномочий. (Кстати, соответствующий проект постановления уже внесен в ВР Арсением Яценюком. — Прим. ред.). А то, что избиратели в 2007 году якобы голосовали именно за пятилетнюю каденцию, так этого ни в бюллетенях, ни в иных актах о проведении выборов указано не было.
Да и с позиции ответственности перед избирателями народным депутатам было бы целесообразнее как можно скорее пойти на выборы. При урезанных полномочиях будет сложно выполнить те обещания, которые они давали украинцам. Но это — с точки зрения власть имущего в развитом демократическом государстве, где моральные устои гораздо выше меркантильных интересов, а представительский мандат прежде всего предусматривает обязанности, а не права и льготы. Для нас же это — лишь теория.
Роман ЧИМНЫЙ
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!