«Моральный облик судейского корпуса — под угрозой»
2011 год стал особым как для всего отечественного юридического сообщества, так и для отдельно взятого украинца. Ведь впервые отбор претендентов на должности судей был проведен по новым правилам, предусмотренным законом «О судоустройстве и статусе судей». Но без ложки дегтя в бочке меда не обошлось. Некоторые кандидаты, которых Высшая квалификационная комиссия судей, осуществляющая отбор, не допустила к участию в конкурсе на замещение вакансий более чем в 300 храмах Фемиды, обратились с исками в Высший административный суд. Постоянно действующий орган, получив от граждан информацию о том, что несколько претендентов совершили действия, несовместимые со званием судьи, принял решение провести проверку. До ее завершения «квалификационники» не могли допустить кандидатов к участию в конкурсе, поэтому и отказали им. Претенденты не согласились с таким решением, и ВАС их в этом поддержал. Так нужно ли проверять личные и моральные качества будущих обладателей мантий? На этот и другие вопросы корреспонденту «ЗиБ» ответил председатель ВККС, судья ВС Игорь САМСИН.
«Судья должен быть примером законопослушности»
— Игорь Леонович, почему при первом отборе кандидатов на должности судей возникли проблемы с такой процедурой, как проверка личных и моральных качеств? Сложно ли было ее проводить?
— Эта задача непростая для выполнения, но крайне важная. Ведь не зря законодатель в ст.70 закона «О судоустройстве и статусе судей» обязал проверять кандидата на должность судьи с точки зрения не только профессиональных навыков, готовности осуществлять правосудие, но и его личных и моральных качеств. Должен сказать, что ВККС тщательно следовала процедуре оценки кандидатов, обращая особое внимание на моральные принципы и социальное поведение лиц, заявивших о своем желании осуществлять правосудие.
Отмечу, что провести подобное оценивание объективно и с высокой степенью достоверности позволило действующее законодательство. В частности, речь идет о появившейся у общественности возможности влиять на процесс отбора судей посредством предоставления информации о кандидатах в ВККС на основании ч.3 ст.69 закона «О судоустройстве и статусе судей». Считаю это прогрессивным, ведь такая возможность является неотъемлемой частью контроля гражданского общества за деятельностью системы правосудия.
— Почему же при отборе кандидатов на должности судей важно установить, соответствует ли человек не только в плане профессиональной подготовки, но и по своим моральным качествам тем требованиям, которые предъявляются к претендентам?
— До недавнего времени подобный вопрос я бы посчитал риторическим, не требующим ответа в силу очевидности последнего. Признаю, что ошибался: моральный облик судейского корпуса — это, как я понял, тема дискуссионная и еще не исчерпанная. По крайней мере, в Украине.
Здесь позволю себе сделать небольшое лирическое отступление и вспомнить о квинтэссенции судебной реформы и всех изменений, с нею связанных. Авторитет судебной власти — это то, о чем мы спорим и постоянно говорим со своими зарубежными коллегами и друг с другом. Нельзя, чтобы гражданин, обращаясь в суд, уже испытывал опасения, что его дело будет рассмотрено судьей, чьи моральные устои позволяют нарушать закон и поощрять правонарушения. Не имею ни малейшего сомнения в том, что в понимании наших сограждан грамотный, честный, порядочный судья — это судья, которому можно доверить рассмотрение своего дела в силу прежде всего моральных качеств этого служителя Фемиды, а не его квалификации.
— Вы считаете, что в Украине еще нет понимания важности того, что кандидат на должность судьи должен придерживаться высоких моральных принципов?
— Я бы не был столь категоричным. Но признаюсь: для меня оказался неожиданным избранный Высшим административным судом подход, изложенный в решении от 22.12.2011 по делу по иску Жана Запруты к ВККС о признании действий противоправными, понуждении совершить действия, признании незаконными решений. Суть спора сводилась к тому, что кандидат на должность судьи — истец по делу — считал незаконным отказ ВККС в допуске его к участию в конкурсе на замещение вакантной должности судьи Ленинского районного суда г.Севастополя.
Напомню: 14 ноября 2011 года трем кандидатам было отказано в допуске к участию в конкурсе. В соответствии с положениями ст.91 закона «О судоустройстве и статусе судей» ВККС «проводит отбор кандидатов на должность судьи впервые, в том числе организует проведение в отношении них специальной проверки в соответствии с законом и принимает квалификационный экзамен; вносит в Высший совет юстиции рекомендацию о назначении кандидата на должность судьи для последующего внесения соответствующего представления Президенту».
При этом, учитывая предписания стст.66, 70, 71 закона «О судоустройстве и статусе судей», отбор кандидатов на должность судьи впервые, в том числе и конкурсный отбор, направлен на то, чтобы определить претендентов, которые по уровню теоретических знаний и профессиональной подготовки, а также по своим личным и моральным качествам могут быть рекомендованы комиссией на должность судьи и по результатам рассмотрения такой рекомендации могут быть назначены на должность судьи, осуществлять правосудие, придерживаясь правил судейской этики.
По общему правилу судейской этики, судья должен быть примером законопослушности, всегда вести себя так, чтобы крепла вера граждан в честность, независимость, непредубежденность и справедливость суда. Служитель Фемиды должен прилагать все усилия, чтобы, по мнению рассудительного, законопослушного и информированного человека, его поведение было безукоризненным.
Кандидат на должность судьи обязан понимать, что желание получить статус судьи возлагает на него дополнительное бремя ответственности за свое поведение, в том числе и в прошлом. Общественность ждет, чтобы кандидат на должность судьи не только был профессионалом, но и по своим личным и моральным качествам соответствовал высоким стандартам поведения в профессиональной, общественно-политической и частной жизни.
В комиссию поступила жалоба от человека, знающего Ж.Запруту. В ней содержались сведения о предыдущей «профессиональной» деятельности кандидата во время прохождения службы в органах внутренних дел. В частности, указывалось на то, что претендент неоднократно совершал противоправные действия в 1994—1996 годах. Чтобы выяснить соответствуют ли действительности указанные сведения была назначена специальная проверка.
Также ВККС решила, что кандидат не может участвовать в конкурсе до получения результатов проверки обстоятельств и фактов, изложенных в обращении гражданина, поскольку без соответствующей проверки участие кандидатов в конкурсе приведет к применению ВККС лишь определенного ст.71 закона «О судоустройстве и статусе судей» первоочередного критерия отбора — количества баллов, полученных по результатам квалификационного экзамена, что может лишить комиссию возможности учесть факты и обстоятельства, негативно характеризующие кандидатов на должности судей, если они подтвердятся в ходе проверки.
— Чем обосновывалась необходимость проведения проверки?
— Информация подобного характера вызвала у членов комиссии законо-мерные и, следует подчеркнуть, оправданные сомнения в том, что репутация вышеупомянутого кандидата, приобретенная им ранее, поможет ему лично на должности судьи и всему судейскому корпусу заслужить доверие общественности. Кроме того, провести специальную проверку было необходимо согласно положениям ст.68 закона «О судоустройстве и статусе судей».
«Исполнение решения порождает больше вопросов, чем ответов»
— Вернемся к решению по «делу Запруты». Почему ВАС признал решение ВККС незаконным?
— ВАС отменил решение ВККС об отказе кандидату в допуске к конкурсу, сославшись на то, что на момент принятия данного решения комиссия еще не знала результатов специальной проверки. При этом кассационный суд, рассмотревший дело по первой и последней инстанции, сослался на положения ст.127 Конституции и ст.64 закона «О судоустройстве и статусе судей», устанавливающие общие требования к кандидату на должность судьи.
С точки зрения жалобщика, обратившегося в ВККС с информацией о кандидате, ситуация, очевидно, выглядит вовсе не так однозначно, как с точки зрения коллегии судей ВАС, принявшей такое решение. Я бы, например, не смог объяснить этому человеку, почему его информация, столь важная для принятия решения о соответствии кандидата званию судьи, не принята во внимание и фактически осталась невостребованной.
Я, как судья с большим стажем работы (уже 15 лет являюсь судьей ВС), в упомянутом постановлении ВАС не вижу ответов на ряд ключевых вопросов. Какое законодательное положение нарушила ВККС при принятии обжалованного решения и в чем состоит неправомерность отмененного акта индивидуального действия? Как ни искал я хотя бы слабый намек на мотивацию принятого решения, в указанном постановлении я его не нашел: суд ограничился констатацией (проще говоря, цитированием) ч.3 ст.2 КАС. И как, по мнению суда, должна была поступить комиссия: рекомендовать кандидата (т.е. истца по делу), а впоследствии, установив, что информация в отношении его подтвердилась, отзывать рекомендацию? Но такую процедуру законодатель не предусмотрел.
— Есть ли выход из этой ситуации? Сегодня у вас на руках имеется постановление ВАС. Что должна делать ВККС?
— Конечно, решение ВАС вступило в законную силу, обжалованию не подлежит и, соответственно, будет исполнено комиссией. Но исполнение судебного решения тоже порождает больше вопросов, чем ответов… ВАС единственным основанием для отмены решения комиссии назвал то, что ВККС, не имея результатов проверки информации, изложенной в обращении гражданина Ч., пришла к необоснованному выводу, что Ж.Запрута как кандидат на должность судьи не соответствует требованиям, установленным ст.127 Конституции и ст.64 закона «О судоустройстве и статусе судей».
Но таких выводов комиссия не делала! Основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе стал тот факт, что необходимо провести проверку информации, изложенной в обращении гражданина Ч., о совершении Ж.Запрутой противоправных действий и его неэтичном поведении, а время окончания такой проверки спрогнозировать невозможно.
Также в постановлении ВАС говорится, что комиссия действовала «предвзято» и «неразумно», но в чем конкретно состоит предвзятость и неразумность — остается загадкой. Неужели предвзятыми являются действия, причем в пределах предусмотренных законом полномочий, по проверке информации о личных и моральных качествах кандидата на должность судьи? А разумным ли было допустить к участию в конкурсе кандидата, формально определить его победителем конкурса и даже рекомендовать на должность судьи, и лишь потом, получив подтверждение негативной информации о нем, пребывать в растерянности и решать возникшую проблему?
И самое главное, на мой взгляд, то, что ВАС не исполнил свою процессуальную обязанность и в постановлении нет ответа на основной вопрос: как именно, по мнению суда, должна была действовать комиссия? Какой алгоритм действий должен быть ею выполнен?
Отсутствие в постановлении соответствующих мотивов чрезвычайно затрудняет его исполнение, ведь для устранения нарушений закона и восстановления прав кандидата в первую очередь необходимо определиться с тем, в чем же заключалась незаконность решения и как должна действовать ВККС.
Непонятна и резолютивная часть постановления ВАС — признать решение комиссии незаконным, и точка. Поэтому и возникают сложности с его исполнением. При этом, если Ж.Запрута обратится к нам с заявлением о допуске его к участию в конкурсе, мы будем вынуждены обратиться в суд с вопросом: какие действия должна совершить комиссия? Ведь вдруг ВККС опять примет «не то» решение, а кандидат снова его оспорит, и ВАС кандидата поддержит.
— Этой тяжбе конца-края не видно.
— Да, суд должен выносить решение не для того, чтобы просто его вынести, а для того, чтобы найти выход из ситуации, в которую попал истец, и сказать: орган, который принял решение (в данном случае ВККС), действовал незаконно.
Но не просто констатировать факт незаконности решения или действий, а и объяснить, в чем ошибка этого органа: к примеру, согласно нормам конкретной статьи закона следовало действовать определенным образом, а комиссия действовала иначе, чем и нарушила закон.
С моей точки зрения, ссылка в постановлении суда на то, что комиссия нарушила право кандидата на занимание вакансии судьи именно в конкретном су-де, будет безосновательной.
Чем же комиссия нарушила право кандидата на занимание должности судьи? Неужели претендентам, да и другим юристам не понятно, что процедура назначения на должность судьи кардинально изменилась? Судья — это профессия, предусматривающая одинаковые статус и полномочия независимо от местонахождения суда, будь то местный суд Киева, Одессы, Макеевки или любого другого населенного пункта. То, в каком регионе Украины судья будет вершить правосудие, — уже другой вопрос, решать который законом уполномочена в первую очередь ВККС.
Не лишним будет напомнить, что на этапе подачи в ВККС документов претендентами на занимание должности судьи никто из них не заявлял о том, в каком суде какого региона Украины он хочет работать. Да и такое желание кандидата не является приоритетным.
«Зачем допускать ошибки при отборе кандидатов на должности судей?»
— Игорь Леонович, а если кандидата, например, не допустили к участию из-за того, что спецпроверка подтвердила: в биографии претендента есть дискредитирующие его факты, и в силу этих обстоятельств он не может надеть мантию. Что дальше? Как быть с таким кандидатом?
— Комиссия должна рассмотреть вопрос о его исключении из резерва.
— Законом это предусмотрено?
— Есть общая норма: комиссия допускает к участию в конкурсе тех, кто сдал квалификационный экзамен. А последний, как я уже отмечал, заключается не только в выяснении уровня знаний, но и в определении моральных качеств.
— Насколько нам известно, Ж.Запрута — не единственный, кто обратился с иском в ВАС.
— ВККС отказала в допуске к конкурсу еще одному кандидату, который хотел работать в Дзержинском райсуде г.Харькова. В этот раз основанием послужило обращение гражданина, в котором говорилось о том, что кандидат преступным путем пытался завладеть жильем, принадлежавшим семье заявителя. По этому эпизоду комиссия проводит специальную проверку, а ВАС находится в процессе рассмотрения иска об отмене отказного решения ВККС.
— То есть точка в этом вопросе еще не поставлена?
— Думаю, время покажет, как нам в будущем поступать в подобных ситуациях. Но все же, по моему глубокому убеждению, если человек ведет аморальный, порицаемый обществом образ жизни, но отвечает требованиям ст.127 Конституции и ст.64 закона «О судоустройстве и статусе судей» — это еще не повод делать его судьей.
Мы боремся с подобными проявлениями в системе судов и стараемся искоренить вредные элементы, порочащие звание судьи. Зачем допускать ошибки при отборе кандидатов на должности судей? Чтобы впоследствии от них страдать и ставить под угрозу моральный облик всего судейского корпуса?!
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.79 МБ)
Материалы по теме
Подсолнечник под арестом, непристойное положение и нетрезвая за рулем — заседание ТДП ВРП
17.04.2024
Судьям не стоит забывать о своем законном интересе – презумпции компетентности и добропорядочности
10.04.2024
Соблюдение устоявшейся судебной практики не является дисциплинарным проступком — решение ВДП ВРП
03.04.2024
39 нетрезвых водителей, отказ от командировки и содержание под стражей - заседание ВДП ВРП
03.04.2024
Комментарии
Cамсин хорошо зарабатывает на судьях, берёт с них бабло, и не привлекает за нарушение присяги, одним словом казнокрад и взяточник, пусть рисуется у себя на параше
І.Самсін абсолютно правий і його устами говорить істина, інакше гріш-ціна процедурі добору. Нагадаю, що видимо, внаслідок її відсутності тривалий час в систему проникали м`яко кажучи не найкращі люди …
Тем более, что законодатель не предусмотрел в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» оснований для освобождения из членства ВККСУ за незаконные действия.На мой взгляд, И.Самсин и ВККСУ форм…
Также И.Самсин говорит, что решение суда порождает больше вопросов чем ответов и ВККСУ не понятно как его исполнить, но такая позиция является странной для судьи Верховного суда Украины с большим стаж…
И.Самсин говорит, что «…Ж. Запрута как кандидат на должность судьи не соответствует требованиям, установленным ст. 127 Конституции и ст.64 закона «О судоустройстве и статусе судей …Но таких выводов ко…
В соответствии со ст. 92 Конституции Украины, исключительно Законами могут устанавливаться ограничения прав и свобод, в том числе и право на труд.То есть, не может быть субъективное мнение о моральнос…
Исходя из этих правовых норм, любые обстоятельства которые не приводят к применению ограничений предусмотренных ст. 127 Конституции Украины и ст. 64 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» н…
Не могут быть рекомендованы на должность судьи граждане: 1) признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными; 2) имеющие хронические психические или другие заболевания, которые препятств…
Теперь относительно специальной проверки, в соответствии со ст. 127 Конституции Украины и ст. 64 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», на должность судьи может быть рекомендован гражданин…
Следует отметить, что срок проведения специальной проверки в отношении кандидата на должность судьи определен постановлением КМУ № 1432 от 08.12.2009 года и составляет 15 дней, что в свою очередь подт…
Требование коллегии ВАСУ представить результаты проверки, ВККСУ проигнорировала, сославшись на ее проведение. Однако данная позиция представителя ВККСУ и как следует из комментариев и И. Самсина факти…
При рассмотрении моего административного иска в ВАСУ, представитель ВККСУ уверял коллегию судей, что я временно не допущен к участию в конкурсе, то есть на время проведения специальной проверки. На мо…
Такие данные, ВККСУ получила от адвоката из г. Севастополя Черных В.И., который зная обо мне исключительно из сети Интернет, направил в адрес ВККСУ заявление, которое содержало информацию в виде выдер…
14 ноября 2011 года, решением ВККСУ я не был допущен к конкурсу на должность судьи.ВККСУ обосновало свое решение тем, что Жан Запрута был уволен из органов внутренних дел за грубое нарушение дисциплин…
Воспользовавшись своим правом на ответ, считаю возможным дать свой комментарий относительно комментариев И.Самсина.Начну с изложения фактических событий. В ноябре 2011 года на официальном сайте ВККСУ …