ВАС разъяснил спорные моменты в делах, истцами по которым являются «дети войны»
Пленум Высшего административного суда принял постановление «О судебной практике решения административными судами споров, возникающих в связи с применением статьи 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны». Судьям низших инстанций растолковали, в частности, какие документы они должны истребовать и каким законодательством руководствоваться при рассмотрении дел, в которых речь идет о социальных гарантиях.
Дискуссионные положения
Проблема применения ст.6, где предусмотрена выплата повышения к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию, или государственной соцпомощи, которая выплачивается вместо пенсии, возникла еще 4 года назад. В начале 2008 г. председатели окружных и апелляционных админсудов обратились в ВАС за разъяснением применения этих положений закона. Высший специализированный суд проводил соответствующие семинары, рассылал письма-рекомендации. Однако это не решило проблемы: правильно и одинаково применять ст.6 упомянутого закона не получилось. Поэтому и возникла потребность в принятии постановления.
«В постановлении отображены все «болевые моменты» применения норм права во время решения указанной категории дел. Постановление будет полезным для судей, рассматривающих социальные споры. Вопросы применения ст.6 требуют безотлагательного решения, поэтому сегодня нам следовало бы принять документ в целом», — сообщил секретарь пленума Михаил Смокович.
Он проинформировал, что проект состоит из 16 пунктов. Однако результатом 2,5-часового обсуждения документа стало исключение из него двух пунктов. Они касались сроков обращения в суд и вызывали у членов пленума больше всего вопросов. Секретарь третьей судебной палаты ВАС Василий Юрченко предостерег: нельзя включать дискуссионные положения в постановление, ведь они могут ввести в заблуждение судей низших инстанций. В таком случае о единстве практики при решении социальных споров можно будет забыть.
Также «административники» решили внести в документ редакционные правки и приняли постановление, как и предлагал М.Смокович, в целом.
Без практики Евросуда не обойтись
В п.1 акта пленума отмечается: судам необходимо учитывать, что ст.6 закона «О социальной защите детей войны» (с учетом решения Конституционного Суда от 22.05.2008) установлено повышение «детям войны» на 30% минимальной пенсии по возрасту к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию, или государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии.
Пункт 2 постановления предусматривает, что для подтверждения статуса истца судам необходимо установить дату его рождения и принадлежность к гражданству Украины. Поскольку закон не предусматривает выдачи «детям войны» документов, подтверждающих этот статус, для установления права на получение повышения к пенсии суды должны истребовать данные о получении истцом пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания или государственной соцпомощи, которая выплачивается вместо пенсии, дающих право на получение повышения к пенсии.
В п.3 говорится о том, что при рассмотрении этой категории дел законники должны руководствоваться Конституцией, Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод, Кодексом административного судопроизводства, законами, решениями КС от 9.07.2007 (дело о соцгарантиях граждан) и от 22.05.2008 (дело относительно предмета и содержания закона о госбюджете).
«Учитывая положение ч.2 ст.8 КАС относительно применения принципа верховенства права, в соответствии с положениями ст.17 закона «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» суды также должны применять практику Евросуда как источник права», — отметил секретарь пленума.
Пунктом 4 предусмотрено, что ответчиками по делам по исковым заявлениям «детей войны» по поводу повышения к пенсии являются соответствующие органы Пенсионного фонда, осуществляющие начисление и выплату пенсий и государственной соцпомощи. «В соответствии с Положением об управлениях Пенсионного фонда в районах, городах и районах в городах, местное управление Пенсионного фонда обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, непосредственно назначает и выплачивает пенсии и другие выплаты в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, оно является надлежащим ответчиком по таким делам. Поэтому привлечение к участию в них как соответчика или третьего лица других органов, в том числе Государственного казначейства, является ошибочным», — отметил М.Смокович.
С июля правила изменены
Пункт 5 постановления предусматривает, что дела относительно таких споров подсудны местным общим судам как административным независимо от статуса ответчика.
Территориальная подсудность дел определяется по выбору истца: по месту жительства (пребывания, нахождения) последнего или по местонахождению ответчика (п.6).
«Государственная соцподдержка «детей войны» в виде повышения к пенсии по своей правовой природе является отдельным источником их дохода и не является составляющей их пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания или государственной соцпомощи. Поэтому судам нужно учитывать, что во время решения таких споров сроки обращения в суд определяются по правилам ст.99 КАС», — зачитал п.7 секретарь пленума.
А вот предписания ст.87 закона «О пенсионном обеспечении» и ст.46 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которыми установлены сроки выплаты начисленных, но не полученных сумм пенсий за прошедшее время, не распространяются на эти правоотношения, а потому не могут применяться судами во время рассмотрения указанных споров.
Пунктом 8 разъясняется, что размер минимальной пенсии по возрасту установлен ст.28 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которая и подлежит применению во время рассмотрения таких споров.
В п.9 указываются периоды, за которые «дети войны» имеют право на осуществление пересчета повышения к пенсии в размерах, определенных законом «О социальной защите детей войны».
В п.10 речь идет о законодательных нормах, в соответствии с которыми в 2009 и 2010 гг. устанавливались размеры социальных выплат.
«До вступления в силу постановления Кабмина «Об установлении некоторых размеров выплат, которые финансируются за счет средств государственного бюджета» от 6.07.2011, вступившего в силу 23.07.2011, применению подлежат положения ст.6 закона «О социальной защите детей войны». С 23 июля этого года правомерность действий субъектов властных полномочий в указанных категориях дел нужно проверять на соответствие требованиям закона «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» и постановления Кабмина от 6.07.2011», — отмечается в п.11.
В п.12 разъяснено, что пенсия — периодический платеж. Ее регулярная выплата не ограничена во времени. Повышение к пенсии, которое является дополнительной выплатой лицу, признанному имеющим на него право, неразрывно связано с выплатой пенсии и также имеет не определенный во времени предельный срок выплаты.
Пункт 13 касается порядка сокращенного производства.
В последнем, п.14, отмечается, что «дети войны» не отнесены к лицам, освобожденным от уплаты судебного сбора, а потому за представление искового заявления должны платить судебный сбор на общих основаниях, если они не имеют других льгот».
Полностью текст постановления Пленума Высшего административного суда Украины от 19.12.2011N 8 «О судебной практике разрешения административными судами споров, возникающих в связи с применением статьи 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» читайте здесь.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.59 МБ)
Председатель ВАС Игорь Темкижев (слева) и секретарь пленума Михаил Смокович спешат подготовить постановления, которые обеспечат единство судебной практики.
Материалы по теме
Комментарии
так в конце ж они дали ссылку на полный текст постановления. чё не хватает?
нда...из статьи ничего непонятно! в чем смысл принятых постановлений? лучше бы просто стенограмму написали