На проблему длительного рассмотрения дел и длительного содержания под стражей подсудимых в ожидании приговора обращают внимание не только отечественные правозащитники. Критические замечания в наш адрес постоянно слышим от европейских коллег. Чтобы разобраться в причинах негативного явления и найти тактику борьбы с волокитой, Совет судей Украины и Совет судей общих судов решили объединить усилия.
Ожидание за решеткой
Во время заседания 23 сентября ССУ рассмотрел ряд заявлений, среди них и обращение главы государства, в котором последний отметил проблему несоблюдения разумных сроков при рассмотрении уголовных дел. В частности, не всегда имеет место взвешенный подход к избранию меры пресечения на стадии досудебного следствия. Несмотря на определенный законодательством ряд мер, каждого пятого подозреваемого отправляют за решетку. «На сегодня в следственных изоляторах под арестом содержат около 19 тыс. лиц, уголовные дела против которых находятся в судебном производстве. Это почти 48% от общей численности всех заключенных. Около 1300 лиц находятся в СИЗО уже более полутора лет, по делам против них суды еще не вынесли ни одного решения», — отмечалось в обращении Президента. При этом наиболее удручающая ситуация — в Киеве, АРК, Донецкой, Запорожской, Кировоградской, Луганской, Сумской и Харьковской областях.
Для решения проблемы глава государства призвал представителей ССУ и ССОС собраться вместе и разработать единые, приближенные к европейским стандартам, подходы в применении законодательства, касающегося избрания мер пресечения. Конечным результатом таких согласованных действий, по прогнозам Виктора Януковича, должно стать существенное уменьшение количества арестантов, ожидающих решения суда.
В свою очередь член ССУ Павел Гвоздик поделился с коллегами заключениями проверки, которую недавно проводил ССОС в судах столицы и Киевской области. К расследованию членов ССОС побудило обращение уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой, которая также указывала на неединичные случаи длительного содержания под стражей и призывала принять необходимые меры, чтобы ускорить рассмотрение дел. Орган судейского самоуправления насчитал немало нарушений разумных сроков. В частности, по словам П.Гвоздика, сегодня 30% уголовных дел не рассматриваются по ряду причин: не являются представители прокуратуры, не доставляются подсудимые, не обеспечивается явка переводчиков. Кроме того, объясняя допущенную волокиту, законники жалуются на большую нагрузку и кадровый дефицит. Другими словами, речь идет о ненадлежащей организации работы судов.
Председатель ССУ Ярослав Романюк призвал коллег разобраться, правильно ли суды применяют законодательство при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей и вообще совершенны ли эти нормы. Также представители органа судейского самоуправления решили провести совместное заседание ССУ и ССОС, на котором создать рабочую группу. Последняя, отметил Я.Романюк, должна изучить все аспекты проблемы и сделать выводы. «Сначала стоит самим разобраться в своем доме. И когда у нас будет консолидированный подход, мы сможем отстаивать свою позицию при встрече с правоохранительными органами», — посоветовал Я.Романюк. Провести совместное заседание договорились 3 октября.
Квартирный вопрос
Большое внимание ССУ уделил вопросу обеспечения судей служебным жильем. В соответствии со ст.132 закона «О судоустройстве и статусе судей» после назначения на должность судья, «который нуждается в улучшении жилищных условий, обеспечивается служебным жильем по местонахождению суда». Правда, в перечень категорий работников, которым может предоставляться служебное жилье, утвержденный Камбином, судьи не включены. Из-за трудностей, возникающих при реализации упомянутого закона на практике, Совет судей админсудов обратился в ССУ, чтобы тот предложил Кабмину пополнить список потенциальных претендентов на жилье судьями.
Между прочим, довольно быстро точку в обсуждении этого вопроса в ССУ поставил руководитель ГСАУ Руслан Кирилюк, отметив, что в проекте госбюджета на 2012 год средства на служебное жилье не предусмотрены. «Вопрос решается сам по себе. Зачем дополнять этот перечень, если в бюджете не указаны расходы на приобретение служебного жилья для судей?» — подытоживая, спросил Я.Романюк. Несмотря на это, последний все же предложил коллегам обратиться в Кабмин с предложением дополнить перечень должностью судьи. Но мнения членов ССУ разделились, решение принято не было.
Однако ССУ создал рабочую группу, которой поручил безотлагательно подготовить предложения по поводу законодательного решения жилищной проблемы.
Бюджетная будущность
Детальнее о ходе бюджетного процесса и о том, на что законникам можно рассчитывать в будущем году, рассказал глава ГСАУ Р.Кирилюк. Он отметил, что ключевым моментом формирования бюджетных назначений относительно судей было принятие закона «О судебном сборе», ведь поступления от взнимания сбора полностью пойдут на обеспечение работы судов. «Кроме того, что это значительная финансовая поддержка, это еще и существенный шаг в плане укрепления независимости судов, поскольку в этом случае влияние исполнительной власти на механизм формирования бюджета будет намного меньше, чем когда эти средства направляются из общего фонда госбюджета», — пояснил Р.Кирилюк.
По информации руководителя ГСАУ, на следующий год предельные объемы финансирования судебной власти предусматриваются в размере 3,9 млрд грн., что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.
Правда, и эти средства удовлетворяют общие нужды судебной власти только на 36%. Проблемным, по словам Р.Кирилюка, остается вопрос выделения средств на текущие и капитальные расходы. «Поэтому мы в настоящее время ставим вопрос, чтобы у нас был увеличен размер ассигнований на оплату труда на 168,2 млн грн., текущих расходов — на 486,2 млн, капитальных —на 3 млрд, а обеспечение ГСАУ —на 11,2 млн грн. Все цифры были озвучены в Комитете ВР по вопросам правосудия, который поддержал наши предложения и будет обращаться с ними в бюджетный комитет, — отметил руководитель ГСАУ. — В то же время что касается судейской зарплаты, то в соответствии с новыми нормами закона «О судоустройстве и статусе судей» она будет профинансирована на 100%».
Как отметила заместитель председателя ССУ Раиса Ханова (она присутствовала при обсуждении бюджетной программы), опять встал вопрос целесообразности введения поэтапного повышения зарплаты судьям с 2012 года. В итоге переход на новую систему расчета удалось отстоять, и с 1 января 2012 года оклад рядового судьи должен устанавливаться в размере 8 минимальных зарплат.
В свою очередь Я.Романюк отметил, что органы судейского самоуправления фактически полностью отстранены от формирования бюджета, и провел параллель: мол, в европейских странах на законодательном уровне закреплена процедура, согласно которой парламент должен учесть заключения, предоставленные органами судейского самоуправления относительно минимальных потребностей финансирования.
У нас же п.1 ч.2 ст.118 закона «О судоустройстве и статусе судей» предусматривает только роль конференции судей в этом. Она имеет полномочия обсуждать и решать вопрос финансирования и организационного обеспечения деятельности обителей Фемиды.
«Коллеги, а может, нам, как органу судейского самоуправления, стоит подумать и предложить такую процедуру: чтобы относительно конкретного суда при участии органов судейского самоуправления определялись минимальные потребности и утверждались на конференции? Это было бы ориентиром или, скажем, контрольными цифрами для ГСАУ», — призвал Я.Романюк. Об этом он говорил и на очередной конференции судей общих судов. Впрочем, будут ли его предложения воплощены в жизнь и не останутся ли органы судейского самоуправления в стороне от бюджетного процесса, зависит от них самих.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.25 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!