«Обеспечение единой судебной практики является для нас одной из самых приоритетных задач»
Накануне IV конференции судей хозяйственных судов председатель Высшего хозяйственного суда Виктор ТАТЬКОВ в эксклюзивном интервью еженедельнику «ЗиБ» рассказал о результатах работы системы судов этой юрисдикции за 9 месяцев 2013 года, а также поделился собственным видением путей совершенствования работы судебной системы и отметил необходимость взаимодействия со СМИ.
«Многочисленные публикации в средствах массовой информации и одобрительные отзывы свидетельствуют об огромном значении обобщений судебной практики»
— Виктор Иванович, со времени проведения ІІІ конференции судей хозяйственных судов прошел почти год. Как вы оцениваете работу системы судов хозяйственной юрисдикции за этот период?
— Оценивая работу системы хозяйственных судов, могу отметить положительные тенденции. В частности, анализ результатов работы хозяйственных судов за 9 месяцев текущего года свидетельствует об увеличении основных количественных показателей, касающихся рассмотрения дел местными хозяйственными суами, и об одновременном значительном повышении качества вынесенных судебных решений.
В этом году рассмотрено более 160 тыс. обращений субъектов хозяйствования — почти на 18% больше, чем за предыдущий аналогичный период. При этом увеличился уровень нагрузки судей первой и апелляционной инстанций. В то же время уменьшилось количество как обжалованных решений, так и измененных и отмененных в апелляционном и кассационном порядке.
Стоит также отметить увеличение по сравнению с предыдущим периодом почти на 16% сумм судебного сбора, уплаченных за рассмотрение дел хозяйственными судами.
— Изменился ли показатель пересмотра решений хозяйственных судов Верховным Судом по сравнению с 2012 годом?
— В первую очередь отмечу, что в этом году в Высший хозяйственный суд поступило на четверть меньше заявлений о пересмотре Верховным Судом решений хозяйственных судов. Вместе с тем, если в 2012-м было изменено и отменено 0,29% общего количества принятых постановлений ВХС, то в текущем году этот показатель уменьшился до 0,15%.
Таким образом, с уверенностью можем констатировать тот факт, что решение Высшим хозяйственным судом во время кассационного пересмотра вопросов правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права является основным, а в большинстве случаев — важным фактором обеспечения единства практики хозяйственных судов. Над этим и сегодня постоянно работают в апелляционной и кассационной инстанциях. Ведь мы с вами хорошо понимаем, что качество осуществления правосудия оценивается в первую очередь по количеству отмененных судебных актов. Основная инстанция, которая должна над этим работать, — апелляционная. Но это не преуменьшает роль кассационной инстанции, поскольку основными задачами, стоящими перед нами, остаются обеспечение доступности правосудия, сокращение фактических сроков рассмотрения дел, формирования единой и однозначной судебной практики. Это находит свое отражение в информационных письмах и рекомендациях пленума ВХС.
— По вашему мнению, какие основные факторы влияют на качество осуществления правосудия?
— Для обеспечения надлежащего качества осуществления правосудия необходимо значительное внимание уделять вопросам единства судебной практики. На высшие специализированные суды возложены задачи, по обеспечению единства судебной практики по делам соответствующей судебной юрисдикции. С этой целью высшие специализированные суды наделены законодателем всеми функциями полноценной кассационной инстанции. Именно поэтому обеспечение единой судебной практики является для Высшего хозяйственного суда одной из самых приоритетных задач. В частности, мы разработали ряд документов, направленных на формирование правильной и одинаковой судебной практики. С 2010 года принято 27 постановлений пленума Высшего хозяйственного суда разъяснительного характера, из них 8 — в текущем году.
Сложные вопросы, связанные с неодинаковой практикой решения хозяйственных споров, нашли отражение в обзорных и информационных письмах, которые касаются, в частности:
выполнения хозяйственных обязательств;
государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений;
вопросов приватизации;
исчисления сроков доставки грузов железнодорожным тренспортом и определения размера штрафа за нарушение этих сроков;
осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
представительства прокуратурой интересов государства в хозяйственном суде;
безналичных расчетов и перевода денег;
валютного контроля и валютного регулирования;
применения законодательства о рекламе, земельного законодательства и законодательства о банкротстве.
Стоит также добавить, что многочисленные публикации в средствах массовой информации и одобрительные отзывы свидетельствуют об огромном практическом значении соответствующих обобщений судебной практики не только для судей, но и для специалистов в области права, научных работников и практикующих юристов.
«Размещение объявлений о банкротстве на официальном веб-сайте ВХС позволит кредиторам своевременно заявлять свои денежные требования»
— Насколько парламенту после принятия закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» удалось усовершенствовать судебные процедуры, связанные с неплатежеспособностью субъектов хозяйствования?
— В новой редакции закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», вступившего в силу 19 января 2013 года, учтены экономическая ситуация в стране, замечания международных организаций, а также предложения Высшего хозяйственного суда, которые основываются на практике рассмотрения хозяйственными судами соответствующих категорий дел. Также закреплено в качестве приоритета сохранение субъекта хозяйствования, расширена компетенция суда путем установления подсудности хозяйственному суду, рассматривающему дело о банкротстве, всех имущественных споров при участии должника.
Стоит констатировать тот факт, что нововведения закона способствуют повышению эффективности работы судов и осуществлению судебного контроля за действиями участников дела о банкротстве. Цель — сохранение ликвидационной массы.
В настоящее время деятельность Высшего хозяйственного суда направлена на разработку и внедрение путей реализации положений новой редакции закона, а также обеспечение одинакового применения хозяйственными судами норм права при рассмотрении дел о неплатежеспособности должника.
Во исполнение требований данного закона постановлением пленума ВХС в январе текущего года утверждено Положение об автоматизированной системе по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего в делах о банкротстве. Данный нормативный акт уже действует. Им установлен порядок автоматизированного отбора кандидатуры арбитражного управляющего и порядок функционирования соответствующей автоматизированной системы. Документ должен обеспечить объективный и беспристрастный отбор арбитражного управляющего для назначения в деле о банкротстве, а также доступ судей хозяйственных судов к необходимой им информации об арбитражном управляющем.
Более того, благодаря новой редакции закона мы сможем обнародовать сведения о делах о банкротстве путем размещения объявления на официальном веб-сайте ВХС. Эта норма вступит в силу в 2014 году и значительно облегчит осуществление мониторинга объявлений о банкротстве заинтересованными лицами (особенно за пределами нашего государства), что позволит кредиторам (в том числе и нерезидентам Украины) своевременно заявлять свои денежные требования к должнику в случае возбуждения производства по делу о его банкротстве.
«Как театр начинается с вешалки, так и первые впечатления посетителей зависят от уровня организации работы суда»
— Какие шаги, по-вашему, нужно предпринять, чтобы украинцы стали больше доверять судам?
— Начну с того, что в суде, в частности хозяйственном, рассматриваются судебные споры между участниками хозяйственных отношений. Правосудие у нас осуществляется на принципах состязательности, то есть каждая из сторон с помощью процессуальных средств пытается доказать свою правоту. Конечно, какая-то из сторон процесса остается недовольной принятым судебным решением, поскольку оно вынесено не в ее пользу.
По большей части поэтому и появляется искаженная информация в СМИ, на основе которой формируется общественное мнение. Вместо того чтобы обжаловать судебное решение в установленном процессуальным законом порядке и изложить причины своего несогласия с ним, недовольные участники процесса нередко устраивают провокации и распространяют недостоверную и искаженную информацию о суде, который постановил соответствующее решение.
В то же время показательными являются исследования относительно уровня доверия к судебной власти, проведенные некоторыми неправительственными организациями именно среди посетителей судов. Так, по имеющимся данным, уровень удовлетворенности посетителей судов в 2012 году вырос до 81%.
Кроме того, согласно ежегодному мониторингу состояния независимости судей, проведенному в 2012 году Советом судей Украины совместно с Центром судейских студий, по результатам опроса посетителей судов, уровень независимости, непредубежденности и справедливости судебного рассмотрения был однозначно положительным. Приятен и тот факт, что хозяйственные суды (как апелляционные, так и местные) по большей части имеют один из лучших результатов среди судов общей юрисдикции.
И хотя такая статистика свидетельствует о существенном сдвиге, это совсем не означает, что нужно останавливаться на достигнутом. Судейское сообщество должно направить свои усилия на повышение уровня доверия общественности к судам путем активного участия в разработке и внедрении национальной концепции коммуникации судебной власти Украины. Необходимо поддерживать отношения между судами и местными общинами с целью повышения правовой культуры населения, наладить эффективное сотрудничество с общественными организациями и учебными заведениями с целью воспитания уважения к судебной власти.
К тому же вопрос о доступе к правосудию тесно связан с другим очень важным сегодня вопросом — о формировании положительного имиджа судов в обществе. Это неоднократно подчеркивал и глава государства, который поручил органам власти принимать меры, направленные на улучшение доступа к правосудию, гарантирование права на судебную защиту и содействие внедрению международных стандартов в этой сфере.
— С вашей точки зрения как руководителя, от чего зависит эффективность работы судебной системы, в частности хозяйственных судов?
— Последние три года судебно-правовой реформы стали чрезвычайно важными и прогрессивными для развития отечественной судебной системы. Принятые за это время нормативно-правовые акты в сфере правосудия, бесспорно, способствовали повышению эффективности работы системы судебных органов, совершенствованию правовых принципов организации деятельности судебной власти и повышению уровня осуществления правосудия в целом.
В частности, после принятия закона «О судоустройстве и статусе судей», помимо прочего, внедрена автоматизированная система документооборота суда. Она обеспечивает объективное и беспристрастное распределение дел между судьями с соблюдением принципов специализации, очередности, равного количества дел для каждого судьи, достоверности. Также система:
учитывает загруженность каждого судьи и требования процессуального закона;
предоставляет физическим и юридическим лицам, являющимся участниками процесса, информацию о состоянии рассмотрения дел;
обеспечивает централизованное хранение текстов судебных решений и других процессуальных документов;
осуществляет подготовку статистических данных и т.п.
Бесспорно, на эффективность деятельности судов влияет и надлежащая организация их работы. Как театр начинается с вешалки, так и первые впечатления посетителей зависят от уровня организации работы суда.
Высший хозяйственный суд активно работает в данном направлении. Так, в апреле этого года в Харьковском апелляционном хозяйственном суде мы провели научно-практическую конференцию на тему «Организация работы и администрирование в хозяйственных судах Украины». Были подняты актуальные вопросы по таким направлениям, как доступ к правосудию, организационные аспекты администрирования хозяйственных судов, правовой статус судьи хозяйственного суда. В конференции приняли участие представители Государственной судебной администрации, Национальной школы судей, ученые, занимающиеся вопросами организации работы и администрирования в судах, председатели, заместители председателей, руководители аппарата, руководители кадровых служб всех хозяйственных судов.
Необходимо уделять внимание и освещению деятельности хозяйственных судов, и поддержанию связей со средствами массовой информации. Актуальным на сегодня остается также вопрос внедрения в хозяйственных судах инновационных технологий, например программы «Электронный суд», а также видео-конференц-связи, позволяющих ускорить рассмотрение дел.
Залог осуществления правосудия на должном уровне — подготовка высококвалифицированных кадров для судебной системы. Эта функция в государстве возложена на Национальную школу судей, с которой Высший хозяйственный суд наладил тесное сотрудничество.
Особо отмечу, что профессиональное обучение судейских кадров и периодическая переподготовка судей — очень важные задачи. Хозяйственным судам необходимо занимать активную позицию в этом направлении.
Убежден, что совместными усилиями и конкретными действиями, направленными на повышение ответственности за результаты работы, мы обеспечим высокий уровень осуществления правосудия на принципах верховенства права, право на справедливый суд и защиту прав и интересов субъектов хозяйствования, гарантированных Конституцией и международными договорами, ратифицированными Верховной Радой.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!