Как и о чем следует говорить с сотрудником ГАИ по новому закону
Помимо отмены техосмотра, законом №3565-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок», вступающим в силу 13 августа, также были подкорректированы права и обязанности ГАИ и водителей. Что меняется в связи с этим — попробуем разобраться.
Добрый день. Сержант Петренко…
Всего один взмах полосатого жезла на дороге заставляет учащенно биться сердца многих автолюбителей. Прав или виноват — водитель обязан остановить «тонну своего железа» в том месте, на которое ему укажет этот жезл, и, как минимум, переброситься парой-тройкой слов с его обладателем, который почему-то решил, что у него для такой беседы достаточно оснований.
Теперь в п.21-1 ст.20 закона «О милиции» говорится: «Работник подразделения милиции должен уведомить водителя о причине остановки транспортного средства, сути совершенного правонарушения». Это, так сказать, отправная точка, которая задает тон всему последующему разговору между теряющим свое драгоценное время водителем и находящимся на службе, а потому никуда не спешащим блюстителем порядка на дороге. И если у вас нет корочки, свидетельствующей о принадлежности к узкому кругу избранных (пока у нас, увы, так), то разговор может оказаться довольно долгим. Сократить его до минимума удастся только в случае, если инспектор ГАИ поймет, что вы хорошо знаете вышеназванный правовой акт и готовы применить его на практике.
Итак, следует объяснить причину остановки, суть нарушения. Первая обязанность сотрудника милиции при встрече с вами выписана в законе именно так, через запятую. Дело в том, что ранее закон предполагал возможность остановки автомобиля лишь в случае нарушения водителем Правил дорожного движения. Теперь законных оснований стало несколько больше, а некоторые из них затрагивают даже законопослушных граждан. Так, наряду с нарушением многочисленных норм и правил поведения (от совершения водителем преступления до неправильного закрепления им груза на транспортном средстве) причиной остановки автомобиля может послужить, например, необходимость привлечь вас для оказания помощи другим участникам дорожного движения или опросить в качестве свидетеля ДТП (полный список всех оснований представлен в таблице).
Однако паниковать или возмущаться по этому поводу не стоит. Все указанные основания предусмотрены и сейчас. Правда, не законом, а разд.13 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, утвержденной приказом МВД от 27.03.2009 №111 (этот документ зарегистрирован в Минюсте, что по умолчанию означает его полное соответствие Конституции и законам Украины). Поскольку все новые основания практически один в один переписаны из этой инструкции, получается, что на самом деле ничего нового не появляется.
Способности — вне подозрений
Наоборот, одним основанием становится меньше! С 13 августа сотрудник ГАИ не может останавливать автомобиль, если «характер движения транспортного средства вызывает подозрение в способности водителя управлять им (резкое и периодическое изменение направления движения и (или) скоростного режима)» (пп.13.1.2 инструкции №111). То ли по недосмотру, то ли из-за значительной степени субъективности и рисков злоупотребления им со стороны ГАИ, но данное основание не указано в законе. И учитывая, что перечень оснований для остановки транспортного средства в законе исчерпывающий (об этом свидетельствует словосочетание «лишь в случае»), добавить от себя новые основания или расширенно истолковать норму закона (кому какое выражение больше нравится) не получится.
Так или иначе, но в связи со вступлением в силу закона сотрудники милиции уже не вправе ссылаться на этот подпункт. Кроме того, согласно п.16 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабмина от 28.12.92 №73, «в случае внесения изменений, дополнений или признания утратившим силу акта законодательства, согласно которому принят нормативно-правовой акт, орган, издавший этот нормативно-правовой акт, обязан в месячный срок внести в него соответствующие изменения, дополнения или признать его утратившим силу». То есть у МВД возникает обязанность исключить пп.13.1.2 из своей инструкции.
Внешне похожая ситуация — с остановкой авто при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнения им окружающей среды. В ходе переписывания ст.11 закона «О милиции» из него выпали слова «или загрязнения им окружающей среды». Поэтому некоторые водители решили, что теперь останавливать их и штрафовать за нарушение экологических норм больше не будут. Как бы не так!
Черное облако, создаваемое выхлопной трубой при движении автомобиля, является признаком того, что дымность отработавших газов превышает установленные стандартами нормы. Такая техническая неисправность предусмотрена пп.«а» п.31.4.6 Правил дорожного движения, и при ее наличии эксплуатация технического средства вообще запрещена. Поэтому нарушение эконорм вполне может быть основанием для остановки. Правда, все это должно подтверждаться показаниями приборов (детальнее об этом читайте в №30 «ЗиБ»).
Основание — не повод
Однако знать назубок основания недостаточно. Важно понимать, что каждое из них влечет за собой определенные и ограниченные этим же основанием последствия.
Например, если основанием для остановки транспортного средства послужило предположение, что оно находится в розыске, то после проверки номера кузова по учетам сотрудник милиции, развеявший свои подозрения в этом вопросе, обязан пожелать водителю счастливого пути. Попытки же заодно выявить и задокументировать какие-то признаки технических неисправностей или проверить правильность закрепления груза уже будут выходить за рамки закона.
А вот такое основание, как проведение целевых мероприятий (операций, отработок, оперативных планов), ограничено исключительно проверкой документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на него.
Кстати, относительно целевых мероприятий. Конечно, можно до хрипоты спорить с сержантом Петренко по поводу того, что он сам не может проводить такие мероприятия (с ним должны быть «беркуты», собаки, автоматы), звонить по телефону доверия и в отдел внутренней безопасности МВД, выясняя, какое такое целевое мероприятие проводится в данном районе… Всем этим, порой и небезуспешно, можно заниматься, если у вас — человека с обостренным чувством справедливости — есть время и вдохновение. Но, поскольку само основание ограничивает действия инспектора проверкой документов, думается, намного проще показать ему эти документы (согласно новому закону давать их в руки совсем не обязательно) и поехать дальше.
Другими словами, какой-либо шаг в сторону в связке «основание — следствие» — это фактически превышение работником милиции своих полномочий. И если вы видите, что основание для остановки автомобиля — на самом деле лишь повод прицепиться к чему-нибудь, можно корректно обратить внимание инспектора на факт нарушения закона, намекнув на перспективу письменной жалобы в прокуратуру в случае продолжения этого пустого разговора.
Правда, в вопросе оснований и последующих действий есть один нюанс. Согласно п.21 ч.1 ст.11 закона «О милиции» ее работник имеет право «организовывать при необходимости медицинский осмотр водителей, задерживать, отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения». То есть, внимательно «понюхав» ваш ответ, независимо от основания остановки транспортного средства, он может направить вас на экспертизу. Так что сухой закон за рулем стоит соблюдать в любом случае.
Доверяй, но провіряй
Что же касается документов, которые обязан иметь при себе водитель при беседе с ГАИ, то здесь появились довольно приятные новации. Теперь право управления и пользования транспортным средством подтверждают водительские права и техпаспорт на машину.
После изменений, внесенных законом об отмене техосмотра в ст.828 Гражданского кодекса, форма договора займа наземного самоходного транспортного средства уже не предполагает письменной формы и нотариального удостоверения. Проще говоря, разрешить покататься на машине своему другу можно без оформления каких-либо документов. Достаточно лишь отдать ему ключи и техпаспорт.
А для работников ГАИ это значит, что, если у водителя есть удостоверение и регистрационный документ на транспортное средство, а в базе данных автоинспекции нет информации об угоне этого автомобиля, водитель управляет им на законных основаниях.
С другой стороны, отменена лишь обязанность нотариального удостоверения договора. Но не право. В случае необходимости, если собственник авто или будущий водитель пожелают оформить сделку у нотариуса, последний не может отказать им в этом.
Действительно ли отменен техосмотр и как теперь Госавтоиспекция будет обеспечивать исправность технических средств на дорогах дополнительно читайте в материале ЗиБ «ТО да не то».
Как отмена техосмотра повлияет на страховки каско и автогражданку также можно узнать в статье «Без ТО нет ГО?».
В материале «Ни дать, не взять» рассмотрен вопрос, обязан ли водитель передавать по требованию работника ГАИ для проверки права и техпаспорт после 13 августа 2011 года.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.8 МБ)
Комментарии
Ясне діло, що перевіряють без підстав. А що, хтось із ДАІшників колись дотримувався законів?
Чому інформація мало просочується в маси як боротися звимогачами на дорогах в Харківській обл Красноград там зовсім банда на дорогах перевіряють чи воздух з літнйого на зимній поміняли....... ітакого …
Так написано цікаво але техогляд на дорогах перевіряють без підстав вимагаючи грошей