В Украине создана модель управления системой государственной правовой помощи
9 июля вступил в силу закон «О бесплатной правовой помощи». Данный акт определил содержание права на такую помощь, порядок его реализации, основания и порядок предоставления помощи, а также соответствующие государственные гарантии обеспечения выполнения положений Основного Закона.
К общему знаменателю
Как известно, ст.59 Конституции гарантирует каждому возможность получить правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, она должна предоставляться бесплатно.
До недавнего времени институт бесплатной правовой помощи в украинском законодательстве был «распылен». Соответствующие нормы, в частности, содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе, законах «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», «О порядке возмещения ущерба, нанесенного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда», «О беженцах» и некоторых других актах. Так, согласно стст.45, 47 УПК в отдельных случаях государство обязательно обеспечивает подозреваемого, обвиняемого и подсудимого защитником (в частности, если человек из-за нехватки средств не может оплатить услуги адвоката). Статья 11 закона о возмещении ущерба возлагает на орган дознания, следователя, прокурора или суд обязанность разъяснить лицу порядок восстановления его нарушенных прав или свобод и компенсации нанесенного ущерба.
С принятием закона «О бесплатной правовой помощи» (текст которого приведен на стр.17—19 этого номера «ЗиБ». — Прим. ред.) содержание данного базового понятия унифицировано. Бесплатная правовая помощь заключается в предоставлении лицам за счет средств государственного и местных бюджетов, а также других источников определенных (данным законом) правовых услуг, направленных на обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина, их защиту и восстановление в случае нарушения.
Наличие перечня услуг свидетельствует о том, что право лица на бесплатную помощь не является абсолютным. Установлено всего два вида помощи: первичная и вторичная.
Что первично...
К бесплатной первичной правовой помощи относится:
предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам;
составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (за исключением процессуальных документов);
предоставление помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.
Любое лицо, которое находится под юрисдикцией Украины, может бесплатно получить эти услуги от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, специализированных учреждений, созданных органами местного самоуправления, а также физических или юридических лиц частного права, с которыми органы местного самоуправления заключили соответствующие договоры.
... а что вторично
Бесплатная вторичная правовая помощь связана с доступом к правосудию и заключается в:
предоставлении защиты от обвинения;
осуществлении представительства интересов в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления перед другими лицами;
составлении документов процессуального характера.
Право на такую помощь имеют не все. Закон, в частности, дает возможность воспользоваться бесплатной правовой помощью разнообразным категориям социально незащищенных слоев населения, лицам, к которым применено административное задержание или арест, подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и другим лицам, перечень которых приведен в ст.14 закона.
Оказывать бесплатную вторичную помощь будут специальные центры, которые должен создавать Минюст при своих региональных управлениях, а также адвокаты (на постоянной или временной основе), с которыми центры заключат соответствующие контракты и договоры.
В законе также приведен исчерпывающий перечень оснований, на которых лицу могут отказать в таких правовых услугах (ст.20) или их предоставление прекращается (ст.23). Это исключительные случаи, когда человек не принадлежит к кругу лиц, имеющих право на бесплатную вторичную помощь, или если требования заявителя неправомерны, или если этому человеку раньше уже предоставлялась помощь по одному и тому же вопросу, или же лицо уже использовало все национальные средства правовой защиты по делу. Также вторичная помощь будет прекращена в случае, если лицу назначен защитник в деле в соответствии с данным законом, а пользоваться оно будет услугами другого адвоката.
Начнут с арестов
Поскольку финансирование бесплатной правовой помощи должно осуществляться за счет государственного и местных бюджетов, положения закона будут внедрять поэтапно.
Так, центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи при региональных управлениях Минюста начнут работать с 2013 года и сначала будут обеспечивать оказание помощи лишь лицам, к которым применено административное задержание или административный арест, а также лицам, которые нуждаются в правовой помощи в рамках уголовного судопроизводства. До этого времени назначение защитника по уголовному делу будет происходить через адвокатские объединения. Для остальных категорий лиц бесплатную вторичную правовую помощь центры начнут оказывать с 2014 года. В полной мере модель управления системой вторичной бесплатной правовой помощи заработает лишь с 2017-го.
Что касается предоставления консультаций, разъяснений по правовым вопросам, составления документов правового характера, то законодательные положения о первичной правовой помощи уже действуют и на них можно ссылаться, обращаясь в органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 8.13 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!