«Использование современных электронных технологий — эффективный путь повышения доступности правосудия»
21 августа в Киеве состоится очередное Х заседание Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики. Накануне мероприятия корреспондент «ЗиБ» побеседовал с председателем Высшего хозяйственного суда Украины Виктором ТАТЬКОВЫМ, который возглавляет совет председателей. Во время беседы Виктор Иванович рассказал о сотрудничестве украинских судей с зарубежными коллегами и о значении международных объединений.
«Очень приятно, что зарубежные коллеги доверили мне провести заседание совета в Киеве»
— Виктор Иванович, в прошлом году вы возглавили совет председателей. Расскажите подробнее об этом органе: каковы его цели, суды каких стран в него входят, как выбирают председателя?
— Совет был создан 7 октября 2002 года, после подписания Соглашения об образовании Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики. Соглашение подписали представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана и Украины.
Основными задачами совета являются обеспечение активного обмена правовой информацией в области разрешения экономических споров и применения хозяйственного законодательства, проведение взаимных консультаций для выработки согласованных подходов и позиций в этой сфере. Совет занимается поиском путей решения таких вопросов, как применение межгосударственных договоров и взаимной правовой помощи по гражданским делам, исполнение решений судов одного государства на территории другого, гармонизация хозяйственного и процессуального законодательства договаривающихся государств и обмен опытом его применения. Также совет работает над совершенствованием взаимодействия между судами и организации их деятельности, разработкой соответствующих международных договоров и соглашений.
В прошлом году в Минске мне впервые довелось участвовать в заседании совета председателей, на котором меня и избрали его руководителем.
Важность и значение этого органа трудно переоценить. Ведь на протяжении 10 лет деятельности совет председателей выполняет функции координатора, который обеспечивает взаимодействие между судами наших стран, способствует регулярному обмену опытом применения законодательства. За это время совет принял ряд решений, направленных непосредственно на сотрудничество в правовой и судебной сферах.
Что касается процедуры избрания председателя, то в соответствии с решением Совета глав государств о порядке председательства в органах СНГ от 2.04.99 руководитель совета избирается председателями судов государств — участников соглашения из числа членов совета на основе принципа ротации на срок не более 1 года. Предшествующий и последующий председатели совета являются его сопредседателями.
Текущую работу совета под руководством председателя выполняет его секретарь. В этом году секретарем совета председателей является руководитель аппарата ВХС Ирина Галивец, кандидатуру которой утвердили на очередном IX заседании совета в Минске.
И, безусловно, очень приятно, что зарубежные коллеги доверили мне провести очередное Х заседание совета председателей в Киеве.
«Вопрос использования судами информационных технологий и инновационных средств коммуникации заслуживает особого внимания»
— На прошлом заседании совета председателей в Беларуси одним из наиболее обсуждаемых вопросов было использование системы видео-конференц-связи в хозяйственном судопроизводстве. На каком этапе сейчас находится ее внедрение в хозяйственной системе Украины?
— Действительно, на прошлом заседании члены совета активно обсуждали вопрос использования системы видео-конференц-связи при рассмотрении хозяйственных споров национальными судами, а также трансграничных экономических споров с участием субъектов хозяйствования стран СНГ. Технические возможности, бесспорно, облегчат сам процесс проведения судебных заседаний, в том числе и на межгосударственном уровне.
Украина также делает уверенные шаги в этом направлении. Так, 15 августа прошлого года вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно участия в судебном заседании в режиме видеоконференции».
Закон предоставил участникам хозяйственного процесса право принимать в нем участие в режиме видеоконференции, что существенно повысит оперативность судопроизводства, обеспечит его доступность для участников процесса, которые находятся далеко от места судебного заседания, сэкономит время сторон и уменьшит их расходы.
На сегодня в судах Украины активно внедряется система видео-конференц-связи. Также для секретарей судебных заседаний проводятся соответствующие учебные занятия и практикумы.
Системами видео-конференц-связи уже оборудованы 10 судов хозяйственной юрисдикции, в том числе и ВХС. К концу этого года Государственная судебная администрация планирует установить оборудование для проведения процессуальных действий в режиме видеоконференции во всех хозсудах. В свою очередь ВХС держит руку на пульсе и осуществляет мониторинг технических возможностей апелляционных хозяйственных округов в данном направлении.
Пока еще рано делать прогнозы относительно эффективности нововведений, ведь составить однозначное мнение можно будет только после того, как эту систему опробуют все субъекты процесса.
— Во время заседания совета председателей, которое состоялось в Минске, вы рассказывали об использовании современных компьютерных технологий в судопроизводстве Украины. Какую тему вы выбрали для доклада на заседании совета в Киеве?
— Как я уже неоднократно отмечал, вопрос использования судами информационных технологий и инновационных средств коммуникации заслуживает особого внимания. В этом контексте я бы хотел поделиться с зарубежными коллегами опытом использования современных электронных технологий в судопроизводстве Украины на примере автоматизированной системы по отбору кандидатов для назначения арбитражного управляющего в делах о банкротстве.
Положение о системе по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего в делах о банкротстве было разработано в соответствии с законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и утверждено постановлением пленума ВХС 16 января этого года.
Автоматизированный отбор кандидатов осуществляется в случаях, предусмотренных законом и положением по принципу территориальности, кроме отдельно установленных случаев. Кроме того, учитывается специализация, необходимая для рассмотрения конкретного дела.
«Процедура отправки судами копий процессуальных документов в электронном виде достаточно проста и доступна»
— В последнее время в Украине внедряется модель электронного судопроизводства. Расскажите подробнее, как она могла бы упростить работу хозяйственных судов?
— С 17 июня 2013 года во всех местных и апелляционных судах общей юрисдикции ГСАУ внедряет инновационный проект «Электронный суд», который реализуется в рамках создания и усовершенствования Единой судебной информационной системы Украины.
Основная задача проекта заключается в том, чтобы наладить процесс оперативного обмена информацией в электронном виде между судебными органами и участниками судебного процесса с целью повышения доступности правосудия.
Работа эта ведется поэтапно. В частности, уже реализован первый этап — отправка судами копий процессуальных документов в электронном виде участникам судебного процесса. Для этого участник судебного процесса регистрируется в системе «Электронный суд» на официальном веб-портале судебной власти и подает в суд заявку о получении процессуальных документов в электронном виде.
Ответственный работник суда на основе поданной заявки участника создает подписку на такого пользователя в автоматизированной системе документооборота. После того как процессуальный документ по соответствующему делу поступит в автоматизированную систему и судья поставит электронную цифровую подпись, данный документ будет автоматически отправлен на электронный адрес участника.
Согласитесь, процедура достаточно простая и доступная каждому пользователю.
Следующим этапом проекта является отправка участникам судебного процесса SMS-повесток, что позволит более оперативно предоставлять пользователям информацию.
И завершающий этап внедрения проекта «Электронный суд», реализация которого запланирована ГСАУ на конец 2013 — начало 2014 года, — отправка участниками судебного процесса в электронном виде исковых заявлений (апелляционных и кассационных жалоб) и других предусмотренных процессуальным законодательством документов в суд, то есть полное исключение бумажных документов из документооборота суда.
Таким образом, однозначно позитивом внедрения данной инновации являются сокращение бюджетных расходов и расходов участников процесса, значительная экономия времени граждан, которые смогут всю необходимую информацию получать и отправлять в электронном виде.
Вместе с тем следует отметить, что для полной реализации проекта необходимо внести определенные изменения в процессуальное законодательство.
В этом аспекте хочу также обратить ваше внимание на то, что одним из компонентов электронного правосудия является предоставление информационных услуг посетителям путем создания информационно-справочных киосков в помещениях судов, а также размещения всей необходимой информации на соответствующем сайте конкретного суда.
В целом благодаря активной деятельности ГСАУ через Государственное предприятие «Информационные судебные системы» в судебных инстанциях активно внедряется проект «Электронный суд», что уже сегодня делает доступ к правосудию более удобным и комфортным.
— Рассказывая о положительном опыте применения хозяйственными судами Украины электронных инноваций, какие еще из них вы могли бы отметить?
— Безусловно, сегодня информатизация судебной системы, использование современных электронных технологий в судопроизводстве — это эффективный путь повышения доступности правосудия, его качественного и оперативного осуществления.
В свое время хозяйственные суды первыми из судов общей юрисдикции стали внедрять информационные технологии, автоматизировать делопроизводство, использовать компьютерную технику в судопроизводстве. Сейчас основой для активного использования современных технологий в хозяйственном судопроизводстве является стабильно функционирующая программа «Делопроизводство хозяйственных судов».
Важно отметить, что за время своего существования положительно «зарекомендовал себя» Единый государственный реестр судебных решений. Этой автоматизированной системе сейчас нет альтернативы с точки зрения накопления судебных документов.
Например, в течение 2012 года во исполнение требований закона «О доступе к судебным решениям» апелляционными и местными хозяйственными судами в реестр было направлено свыше 440 тыс. копий судебных решений. В свою очередь ВХС за этот период направил в реестр почти 42 тыс. решений.
Также следует обратить внимание, что в судопроизводстве нашей страны благодаря внедрению автоматизированной системы документооборота в полной мере обеспечивается объективное распределение дел между судьями с учетом принципов очередности и равного количества дел. При этом участникам процесса предоставляется информация о рассмотрении дела.
Сегодня можно с уверенностью говорить о позитивных изменениях в сфере информатизации судов: расширении применения компьютерных технологий, создании современных надежных систем отбора, хранения информации и доступа к ней, а также ее использования и распространения.
«Я уверен, что по результатам заседания будут приняты решения, способствующие развитию отношений и обмену опытом»
— Чего вы ожидаете от заседания совета председателей в Киеве? Какие проблемы на нем будут решаться?
— Поскольку с момента предыдущего заседания прошел год, у нас накопилось немало вопросов и тем для обсуждения. Повестка дня обещает быть насыщенной и интересной. Среди рассматриваемых вопросов — использование видео-конференц-связи при решении трансграничных экономических споров, подготовка проекта международного договора о Евразийской юридической сети по гражданским и экономическим делам, обсуждение судебной практики применения таможенного законодательства, а также реализация решений совета и определение перспективных направлений его работы.
В заседании совета председателей примут участие делегации Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Верховного суда Республики Казахстан, Верховного суда Кыргызской Республики, Высшего экономического суда Республики Таджикистан, Экономического суда СНГ, Суда Евразийского экономического сообщества, Исполнительного комитета СНГ.
В преддверии столь важного международного мероприятия хочется пожелать всем нам плодотворной и интересной работы. Я уверен, что по результатам заседания будут приняты решения, способствующие развитию отношений, а также обмену опытом по наиболее важным и актуальным проблемам совершенствования законодательства и правоприменительной практики наших государств.
Глубоко убежден, что очередное Х заседание совета председателей пройдет весьма интересно, эффективно и плодотворно и мы с коллегами выработаем инновационные подходы в сфере осуществления правосудия в хозяйственных спорах.
Материалы по теме
Еще трое судей хозяйственной юрисдикции не попадет в ВС
в„–8 (1410), 02.03—08.03.2019
В ВХС подвели итоги работы за полгода, — документ
в„–30 (1328), 01.08—06.08.2017
Сегодня в ВХС подведут итоги за полгода
06.07.2017
В ВХС подведут итоги за полгода
03.07.2017
Топ-менеджеры убеждены: фактически единственным защитником бизнеса сегодня является суд
в„–17-18 (1315-1316), 01.05—12.05.2017
Каждое шестое решение апелляционного суда изменяется или отменяется, — ВХСУ
в„–8 (1306), 25.02—03.03.2017
Хозяйственные суды будут проводить собрание судей раз в квартал, — постановление пленума ВХСУ
15.02.2017
Сегодня состоится заседание пленума ВХСУ
03.02.2017
Эксперты рассказали, в каком направлении должно развиваться рассмотрение хозяйственных споров
в„–24 (1270), 11.06—17.06.2016
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!