«Реформа учитывает пожелания судейского корпуса и гарантирует реальное право на защиту»
Перемены, которые произошли в отечественном правосудии год назад, по-своему повлияли на каждую юрисдикцию. Изменения были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс, Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы. Не обошла реформаторская рука и «молодой» Кодекс административного судопроизводства. Как живется «административникам» после законодательных пертурбаций, довольны ли они результатами реформы, корреспонденту «ЗиБ» рассказал Олег БАСАЙ, возглавивший Киевский окружной административный суд именно тогда, когда в системе произошли кардинальные изменения.
«Я ни как судья, ни как председатель суда давления со стороны политических сил не чувствовал»
— Олег Викторович, 7 июня исполнилось 4 года с тех пор, как указом Президента вы были назначены на должность судьи. Почему вы решили сменить место работы и надели мантию?
— Я считаю, что вершиной карьеры любого юриста является работа именно в должности судьи. Профессия судьи не только интересная и многогранная, но и ответственная и достаточно сложная, ведь профессионализм вершителя правосудия, его добросовестность, порядочность, честность, объективность, вдумчивый подход к каждой детали дела, постоянное стремление к самоусовершенствованию являются важнейшими гарантиями надежного обеспечения прав и законных интересов граждан. Поэтому именно данные критерии были определяющими при принятии мной решения о смене места работы.
— Почему из всех видов юрисдикции вы избрали именно административную?
— По моему мнению, административная юстиция обеспечивает защиту прав и свобод человека, гражданина и юридического лица, дает возможность контролировать деятельность органов власти и местного самоуправления и совершенствовать их работу. Ведь обеспечить конституционный баланс между ветвями власти можно, лишь создав систему определенных противовесов. Таким противовесом в руках общества и является административный суд.
— Вы как судья или председатель чувствовали когда-нибудь давление со стороны каких-либо политических сил?
— До сих пор я ни как судья, ни как председатель суда давления со стороны каких-либо политических сил не чувствовал.
«Ситуация с финансированием КОАС все еще остается сложной»
— Сразу же после того, как стали руководителем, вы начали наводить порядок в суде. В октябре прошлого года (через месяц после назначения на должность председателя) вы обратились в Совет судей административных судов с просьбой оказать методическую помощь КОАС. Чем это было вызвано? Неужели в КОАС все было настолько запущенно?
— Действительно, в октябре прошлого года я обратился в ССАС с просьбой оказать методическую помощь в организации работы суда. Это обращение было вызвано одним желанием — установить реальное положение дел в КОАС, выявить положительные моменты в организации работы суда и недостатки, которые необходимо устранить, поскольку со времени создания суда 2 года в нем не было председателя, его обязанности исполнял судья, который сейчас находится в отставке.
— Продолжая тему, хотелось бы поинтересоваться: какие недостатки в организации работы КОАС, выявленные рабочей группой Высшего административного суда, вам удалось устранить, а какие проблемы пока не поддаются решению?
— Во исполнение решения ССАС от 22 октября 2010 г. №63 была создана рабочая группа в составе судей и работников аппарата ВАС, которая с 2 по 12 ноября 2010 г. осуществила изучение, как ведется работа по вопросам организационного обеспечения деятельности КОАС, судебного процесса, автоматического распределения дел, работы с кадрами, ведения делопроизводства, судебной статистики, рассмотрения обращений граждан, аналитической работы, деятельности собрания судей за период с октября 2008 по сентябрь 2010 г.
26 ноября 2010 г., руководствуясь результатами изучения состояния организации работы в КОАС, ССАС принял решение признать организацию работы суда осуществлявшейся на ненадлежащем уровне и нуждающейся в значительном улучшении, было указано на недостатки в организации работы суда в целом. Особое внимание обращено на ненадлежащий уровень организации работы отдела документального обеспечения и контроля, на то, что не ведется архивная работа.
Во исполнение решения ССАС и на основании справки об изучении состояния организации работы КОАС и предоставлении методической помощи решением собрания судей КОАС от 9 декабря 2010 г. утвержден план организационных мероприятий по устранению недостатков в организации работы нашего учреждения.
В соответствии с планом мероприятий по устранению недостатков в организации работы КОАС было сделано следующее:
перезаключен договор аренды помещения, а также заключен договор аренды дополнительного помещения;
установлена локальная компьютерная сеть, обеспечена в полном объеме работа компьютерной программы «Документооборот административных судов»;
налажена работа отдела документального обеспечения и контроля, сформирован архив суда;
судьи и работники аппарата суда обеспечены телефонной связью;
обеспечен доступ к программному комплексу и полнотекстовым информационным базам данных;
отправлена значительная часть корреспонденции за 2009 и 2010 гг.
— Для административных судов всегда была болезненной тема финансирования, иногда им не хватает средств не только на приобретение новой техники, но и на «мелочи»: марки, конверты, канцелярские принадлежности. Какова ситуация с финансированием в вашей обители Фемиды?
— На сегодняшний день тема финансирования административных судов, в том числе КОАС, остается болезненной. В частности, это касается недостаточности средств на приобретение как канцелярских товаров, так и марок, конвертов. Кроме того, нет средств на покупку оргтехники. Таким образом, ситуация с финансированием КОАС все еще остается сложной.
«Одна из причин затягивания рассмотрения дел — недостаточное количество залов заседаний»
— Как в КОАС приживается автоматизированная система документооборота? Удается ли обеспечить объективное и беспристрастное распределение дел между судьями с соблюдением принципов очередности и одинакового количества дел для каждого судьи? Как вы относитесь к идее исключения из КП «ДАС» опции «Годовой коэффициент нагрузки» и замены ее на «Ежедневный коэффициент»?
— На момент назначения меня на должность председателя КОАС в суде фактически проводилось только распределение дел между судьями с применением автоматизированной системы документооборота. В настоящее время у нас установлена локальная сеть, и с мая 2011 г. автоматизированная система документооборота работает в полную силу.
Следует отметить, что объективное и беспристрастное распределение дел обеспечивается с соблюдением принципа очередности. Что касается принципа распределения дел с обеспечением одинакового их количества для каждого судьи, то этот вопрос является проблемным, поскольку связан с техническими параметрами работы КП «ДАС». Недавно данный вопрос был предметом обсуждения на заседании ССАС, который поддержал предложение обратиться к разработчикам программы, чтобы те решили проблему неравномерного распределения дел между судьями.
Что касается возможности исключения из КП «ДАС» опции «Годовой коэффициент нагрузки» и замены ее на опцию «Ежедневный коэффициент», то как по мне, это вопрос скорее к разработчикам программы, нужно соответствующее тестирование. Вместе с тем считаю: если указанное обеспечит соблюдение принципа объективного и беспристрастного распределения, предусмотренных ст.151 Кодекса административного судопроизводства, то это станет еще одним позитивным моментом функционирования программы.
— Согласно данным за прошлый год КОАС занимает 12-е место по количеству принятых окончательных решений (9134) и по ежемесячной нагрузке на судью (53 дела). Удается ли судьям укладываться в разумные сроки рассмотрения дел? Каковы причины затягивания рассмотрения дел? Они скорее субъективные или объективные? Какие механизмы стоит внедрить, чтобы судьи своевременно выносили решение?
— Рассмотрение административного дела в сроки, определенные процессуальным законом, является одной из гарантий обеспечения защиты прав и законных интересов лиц, обращающихся в суд. Несоблюдение процессуальных сроков во время рассмотрения административных дел судьями КОАС предопределяется рядом объективных причины. Одна из них — недостаточное количество залов судебных заседаний, ведь суд не обеспечен надлежащим помещением. Так, в настоящее время в суде есть лишь 4 зала судебных заседаний, а работают 19 судей, ежедневно рассматривающих дела.
Еще одна причина — большая нагрузка на одного судью. Так, ежемесячно на одного судью приходится 50 исковых заявлений. Откладывание рассмотрения дел в связи с неявкой одной из сторон, их представителей или других участников процесса, если нет сведений о вручении судебных повесток, тоже является причиной затягивания рассмотрения дел.
Стоит обратить внимание и на неоперативную работу почты. Неединичны случаи, когда, если речь идет об административных делах, почтовые уведомления возвращаются в суд через несколько дней или недель после того, как по делу было назначено судебное заседание. Еще одной причиной несоблюдения сроков рассмотрения дел является недостаточное финансирование такой статьи расходов суда, как «почтовые отправления».
Механизмами устранения причин, предопределяющих несоблюдение процессуальных сроков во время рассмотрения дел, по моему мнению, являются обеспечение судов помещениями, отвечающими современным требованиям к осуществлению судопроизводства, а также надлежащее финансовое и материально-техническое обеспечение.
«Внесение изменений в законы, а также принятие новых актов не должно восприниматься как негатив»
— Какая категория дел, так сказать, самая популярная в КОАС?
— Среди административных дел, поступающих на рассмотрение в КОАС, доминируют дела следующих категорий:
1) обжалование физическими или юридическими лицами правовых актов индивидуального действия, действий или бездействия субъектов властных полномочий, кроме тех актов, которые связаны с публичной службой;
2) споры, возникающие в результате обращения субъектов властных полномочий к физическим и юридическим лицам в случаях, установленных законом;
3) споры по поводу прохождения публичной службы.
Кроме того, в период процесса выборов депутатов Верховной рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей в 2010 г. КОАС рассмотрел свыше 700 дел по спорам, возникшим из правоотношений, связанных с избирательным процессом.
— Привлекала ли за время вашего председательства ВККС судей КОАС к дисциплинарной ответственности? Возможно, на их работу никто не жалуется?
— Начиная с сентября 2010 г. и до настоящего времени ни один из судей КОАС к дисциплинарной ответственности не привлекался.
— Вы возглавили суд именно в то время, когда в системе произошли кардинальные изменения — вступил в силу закон «О судоустройстве и статусе судей». Как считаете, удалось ли админюстиции привыкнуть к реформенным изменениям? С какими позитивными и негативными моментами после «переформатирования» столкнулись админсуды, в частности и КОАС?
— По моему мнению, внесение изменений в законодательные акты, а также принятие новых не должно восприниматься как негатив. Есть закон, и мы обязаны его выполнять. В целом считаю, что проведенная судебная реформа имеет много позитивных моментов, поскольку базируется на нормах Конституции, учитывает пожелания судейского корпуса, гарантирует и реализует принцип доступности суда для человека и гражданина, обеспечение для этого реального, а не декларативного права на судебную защиту. Кроме того, закон гарантирует обязательность исполнения судебных решений.
«Позитивом является введение института сокращенного производства»
— Заключительными положениями закона «О судоустройстве и статусе судей» внесены изменения во многие акты, в том числе и в КАС. Какие, по вашему мнению, наиболее существенные недостатки кодекса были исправлены и есть ли уже позитивные результаты? Остались ли в КАС положения, снижающие потенциал админсудопроизводства?
— Позитивом является введение института сокращенного производства (ст.1832 КАС), который дает возможность суду рассматривать определенные категории дел по упрощенной процедуре, усиление контроля за исполнением решений. Особого внимания заслуживает и то, что ст.38 КАС дает возможность направлять судебные вызовы субъекту властных полномочий по электронной почте или на номер факса, содержащиеся в Единой базе данных электронных адресов, номеров факсов субъектов властных полномочий (создана в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 5.01.2011 №5 «Об утверждении Положения о Единой базе данных электронных адресов, номеров факсов (телефаксов) субъектов властных полномочий»). Это позволяет экономить средства государственного бюджета на финансирование почтовых отправлений.
Однако есть и негативные моменты. В частности, это касается процессуальных сроков, которыми руководствуется суд во время рассмотрения дела. Теперь процессуальные сроки предусмотрены не только в КАС, но и в других законах, что порождает коллизию в применении норм законодательства. Кроме того, сокращение сроков рассмотрения административных дел, как это установлено КАС, требует надлежащего финансирования такой статьи расходов, как «почтовые отправления».
— Как вы считаете, станет ли предусмотренный в КАС штраф за непредоставление отчета об исполнении судебного решения или неисполнении последнего действенным механизмом сокращения количества неисполненных вердиктов Фемиды?
— Предусмотренный ст.267 КАС штраф за непредоставление отчета об исполнении судебного решения или неисполнение судебного решения является действенным механизмом сокращения количества неисполненных судебных решений, поскольку устанавливает ответственность субъекта властных полномочий за такие нарушения закона.
— Остаются ли после проведения в прошлом году судебной реформы еще факторы, негативно влияющие на независимость судей?
— Такие факторы есть. В частности, это касается ненадлежащего финансирования судебной системы, о котором я говорил в начале.
— Вам как председателю КОАС часто приходится сталкиваться со многими проблемами. Как удается выстоять, найти пути решения проблемы, какими качествами должен обладать руководитель обители Фемиды?
— Действительно, в работе приходится ежедневно сталкиваться со многими проблемами. Однако вместе с коллективом судей, работников аппарата суда пытаемся их решать.
— И напоследок: какими будут ваши пожелания читателям газеты «ЗиБ»?
— Хочу выразить свое уважение и поддержку. Желаю здоровья, вдохновения, успеха, добра, личного счастья, неутомимости и изменений только к лучшему.
Олег БАСАЙ родился 23 февраля 1973 г. Окончил Львовский государственный университет им. Ивана Франко, юрист по образованию. С октября 1993 г. работал юрисконсультом. В 1996—1998 гг. — член Ивано-Франковской областной коллегии адвокатов. С 1998 по 2003 г. — заведующий юридической консультацией г.Ивано-Франковска. С февраля 1996 г. по июль 2007 г. занимал должность ассистента кафедры, старшего преподавателя, завкафедрой Прикарпатского университета им. В.Стефаника. С 2007 г. — судья Ивано-Франковского окружного административного суда, в августе 2010 г. был переведен в Киевский окружной админсуд. Решением Высшего совета юстиции от 6 сентября 2010 г. назначен на должность председателя КОАС. Кандидат юридических наук.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 8.52 МБ)
Комментарии
Запрет вашим судом трансляции российских телеканалов грубо нарушает права граждан Украины и является антиконституционным. Это ведет к напряженности в стране. Со временем за все это придется ответить.