КС ищет законодательные границы исключительной подсудности
Судебная реформа обеспечила единственный орган конституционной юрисдикции работой на ближайшие год-два. В отсутствие правовых баталий между исполнительной властью и главой государства большинство представлений, которые сейчас рассматриваются в Конституционном Суде, касаются именно нововведений в третьей ветви власти. В частности, на заключительной стадии находится дело относительно исключительной подсудности Высшего административного суда, принятие решения по которому ожидается в мае.
Дискуссии относительно целесообразности и возможности определения отдельных категорий дел, по которым суды будут принимать окончательные решения уже по первой инстанции, разделили конституционалистов и экспертов в этой области на два лагеря. С одной стороны, когда в Кодексе административного судопроизводства появилась норма, которая предусматривала исключительную подсудность избирательных споров ВАС, это вроде бы было оправдано скоротечностью процесса. Затягивание объявления победителей парламентских или президентских выборов, а также результатов всеукраинского референдума непременно привело бы к политическому напряжению, а в случае принятия противоположного решения во второй инстанции — еще и к общественным беспорядкам с непредсказуемым исходом.
Однако во время судебной реформы законодатель значительно расширил перечень споров, в которых последнее слово оставил за ВАС. Частично — учтя предыдущую практику пересмотра актов высших органов власти, частично — для упрощения процедуры увольнения судей и самих народных избранников.
Не удивительно, что в КС поступило сразу два представления от народных депутатов, в которых ставится под сомнение конституционность законотворческой логики при определении исключительной подсудности отдельных категорий дел. В частности, речь идет как о положении ч.4 ст.18, так и чч.2, 3, 5 ст.1711, ч.1 ст.180 и чч.2, 6 ст.1831 КАС.
Для Владимира Кампо, судьи-докладчика по этому делу, самым сложным будет предложить коллегам общий принцип, касающийся права Верховной Рады по своему усмотрению лишать граждан возможности апелляционного и кассационного пересмотра решений по их спорам с государственными органами. Действительно, к проверке законности актов парламента или главы государства нецелесообразно привлекать суды первой и даже апелляционной инстанций. Хотя бы для того, чтобы они не могли вынести противоположные решения (последние непременно приведут к встречным обвинениям в политической заангажированности и негативно отразятся на авторитете служителей Фемиды). Но в этот перечень попали и споры, в которых решается судьба конкретного человека, а это вряд ли является важным для общества в целом.
Например, ст.1831 КАС устанавливает, что дела о принудительном отчуждении по мотивам общественной необходимости земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, рассматриваются по первой инстанции сразу апелляционными админсудами. Их решения могут быть обжалованы в ВАС, а кассационной инстанции в этой цепочке уже не будет, поскольку Верховный Суд не сможет принять жалобу непосредственно от гражданина.
Судьи и нардепы вообще не могут рассчитывать на конт¬роль за законностью рассмотрения дела об освобождении от должности. Эти споры не получают широкого общественного резонанса, за исключением разве что тех, в которых фигурируют известные всей стране фамилии политиков или мантиеносцев.
Не исключено, что КС в этот раз не определится с общими границами, в которых законодатель может прибегать к вариациям с субъектной подсудностью. Ведь достаточно сложно установить критерий приемлемости ограничения прав граждан на апелляционное и кассационное обжалование. Однако если этого не сделать уже сегодня, то спустя некоторое время в административной вертикали может остаться один-единственный суд — высший — с правом принимать окончательные решения по всем спорам с властными структурами. Чтобы ни одна из них не обижалась на умаление своего статуса по принципу подсудности.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!