СП убеждена в необходимости контролировать местные бюджеты
В Украине власть делегирует часть своих полномочий органам местного самоуправления, таким образом последние являются не только защитниками интересов местной общины, но и агентами государства в исполнении его полномочий на местах. Соответственно, местные органы власти распоряжаются и значительными финансовыми ресурсами, однако контроля за их использованием фактически нет.
Местная власть наряду с собственными полномочиями реализует делегированные государством полномочия в сфере госуправления, образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта и т.п. Для этого государство передает местным органам бюджетные ресурсы в виде закрепленных за местными бюджетами общегосударственных налогов и сборов, а также трансфертов из госбюджета. В 2010 году такие ресурсы в местных бюджетах составляли свыше 85% от общей суммы полученных ими доходов.
Соответственно, государство должно отслеживать, как органы местного самоуправления обеспечивают использование этих средств на реализацию государственной политики во всех сферах жизнедеятельности общества, и контролировать соблюдение финансового законодательства на местах с целью недопущения обстоятельств, при которых последствия хозяйствования на местах могут отразиться на местных общинах и обществе в целом.
Мировая практика свидетельствует, что надзор за мест¬ными бюджетами осуществляют органы как правительственного, так и государственного внешнего финансового контроля. В настоящее время почти 20 стран мира имеют полномочия на осуществление контроля за органами местного самоуправления. Среди них Австрия, Бельгия, Болгария, Грузия, Италия, Латвия, Польша, Россия, Словакия, Венгрия.
Согласно стандартам INTOSAI внешнему аудиту в лице ВОФК подлежат все публичные финансы. Ведь оценка эффективно¬сти использования госресурсов в условиях острого дефицита государственного бюджета нуждается именно в независимом кон¬троле как со стороны органов местного самоуправления, которые рассчитывают потребность в объемах трансфертов, так и Правительства, которое по большей части определяет, сколько и кому дать средств.
Сегодня в Украине такой контроль осуществляют лишь органы государственной контрольно-ревизионной службы, которые представляют исполнительную власть. Службы внутреннего аудита на уровне мест¬ного самоуправления не созданы. Следовательно, принципы независимости, объективности и прозрачности при финансовых проверках использования средств местных бюджетов обеспечиваются частично.
В то же время в проекте Национальной стратегии относительно предотвращения и противодействия коррупции на 2011—2014 годы речь идет о необходимости расширения полномочий внешнего независимого аудитора — Счетной палаты — по контролю за органами местной власти с целью охвата всех видов их деятельности. Положения Конституции и ратифицированных актов международных организаций позволяют СП осуществлять внешний контроль за выполнением местных бюджетов в части делегированных полномочий. Такие полномочия СП Конституционный Суд признал правомерными еще в 2000-м.
Согласно Бюджетному кодексу 2001 года СП имела полномочия относительно контроля за «использованием бюджетных средств в части финансирования полномочий местных государственных администраций и делегированных местному самоуправлению полномочий органов исполнительной власти по доходам и расходам».
Однако на сегодня в Минфине предусмотрено недопущение СП к осуществлению независимого аудита местных бюджетов.
Счетная палата считает правомерным и целесообразным дополнительно нормировать указанное законодательное поле и дополнить ч.1 ст.110 Бюджетного кодекса положением относительно пол¬номочий Счетной палаты осуществлять независимый финансовый контроль за использованием средств местных бюджетов на осуществление расходов, которые определены функциями государства и переданы на выполнение АР Крым и местному самоуправлению.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!