Депутаты хотят задобрить Страсбург за счет сужения социальных гарантий
Наблюдающаяся в последнее время в политике тенденция к осуществлению непопулярных шагов, похоже, вдохновила и представителей Комитета ВР по вопросам правосудия.
На заседании 16 февраля депутаты достаточно радикально подошли к решению проблемы неисполнения решений. Долгожданный законопроект Кабинета Министров, который должен был стать панацеей от главной проблемы отечественной Фемиды, вызвал бурную полемику среди членов парламентского подразделения. Дело в том, что этот законодательный механизм работает по принципу «урезание ради исполнения». Правительственные чиновники предлагают отменить твердые размеры социальных льгот граждан, чтобы исполнить пилотное решение Европейского суда по правам человека по делу «Юрий Иванов против Украины».
Льготы в «ручном» режиме
Отметим: эту законодательную инициативу нардепы ждали почти 2 месяца. Правительственные чиновники обещали внести ее на рассмотрение парламента еще в конце прошлого года, поскольку срок исполнения страсбургского вердикта истекал 15 января 2011-го. Правда, вовремя сделать это они не смогли и потому попросили ЕС подождать. В Страсбурге пошли навстречу украинским законотворцам, отсрочив исполнение пилотного решения на полгода. Второй шанс парламентарии получили ввиду того, что соответствующий проект закона уже разрабатывали. И вот наконец правительственное творение презентовали членам комитета.
В проекте «О гарантиях государства относительно исполнения решений судов» предлагается ввести механизм, согласно которому исполнение судебных решений о взыскании средств будет осуществляться за счет бюджетных денег, если его невозможно исполнить за счет должника. Целью данного документа является решение вопроса о погашении задолженности по судебным решениям, ответственность за исполнение которых несет государство. Погашать такую задолженность планируют в порядке и в сроки, установленные Кабмином с учетом имеющихся финансовых ресурсов страны.
В проекте предлагается признать утратившим силу закон «О введении моратория на принудительную реализацию имущества», а также внести изменения в 16 законодательных актов. Однако изменения только в 4 закона касаются предмета правового регулирования указанного проекта, а большинство — отмены установленных данными законами твердых размеров социальных льгот граждан. В частности, речь идет о скидках на оплату жилья, коммунальных услуг, топлива, обеспечения санаторно-курортного лечения и т.п.
Вместо предусмотренного на законодательном уровне размера льгот для определенных категорий населения правительственные чиновники предлагают альтернативу: чтобы размер и порядок получения таких льгот определял Кабмин.
Скованные финансовой цепью
Как объяснила правительственный уполномоченный по делам Евросуда Валерия Лутковская, к сожалению, в Украине гарантированные законом социальные льготы «ни разу не финансировались в полном объеме государственным бюджетом или не финансировались вообще». На этом, по ее словам, акцентировалось внимание не в одном решении европейской обители Фемиды. «Мы не отменяем ни одного права на льготы, но говорим, что будем платить столько, сколько будет возможно», — заявила В.Лутков¬ская. По ее словам, поскольку решения судей не исполняются годами, то это лишь «долговая бумажка», которой человек не может расплатиться в магазине. «Вместо этого мы предлагаем, чтобы лицо получало реальные деньги в зависимости от того уровня экономического развития государства, который будет на данный момент», — объяснила чиновник.
Государство планирует также рассчитаться с теми гражданами, относительно которых принято решение. Это, по мнению В.Лутковской, будет определенная программа реструктуризации, аналогичная той, которую провели для выплаты задолженности педагогам.
По информации правительственного уполномоченного по делам Евросуда, только за прошлый год в Страсбурге рассмотрели около 600 жалоб украинцев на неисполнение или слишком долгое исполнение решений отечественных судов. За это время из госбюджета было выплачено больше 2,5 млн грн., из них примерно 1,2 млн — долг по решениям национальных инстанций, а остальные средства — сумма выплаченных сатисфакций. «Мы выплатили скорее из воздуха из-за того, что не исполняем решения национальных судов», — за¬явила она.
Как рассказала В.Лутков¬ская, по статистике Министерства социальной политики, на сегодня задолженность по социальным выплатам достигает 130 млрд грн. По ее мнению, если все те лица, которым государство задолжало, обратятся в Евросуд, то, кроме указанной суммы, Украине придется выплатить еще около 170 млрд грн. компенсаций. «Мы хотим предотвратить это», — резюмировала докладчик и призвала депутатов поддержать предложенные изменения. Последним аргументом В.Лутковской стало то, что в настоящее время этот документ проходит экспертизу в Комитете министров Совета Европы, и, по неофициальной информации, там одобряют его разработку.
Сквозь призму Конституции
Однако у депутатов был ряд замечаний к этому документу. В частности, первый заместитель председателя комитета Юрий Кармазин заявил, что сумму невыплаченных средств можно было бы отнести к государственному долгу Украины. Также, по мнению парламентария, предложенная инициатива противоречит ст.22 Конституции, в которой прописано, что «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».
По мнению Ю.Кармазина, этот проект фактически отменяет льготы чернобыльцам, милиционерам, следователям и др. «То, что вы называете льготами, в действительности является гарантиями», — апеллировал к В.Лутковской нардеп. По его словам, на то, что по¬следние нельзя сужать неодно¬кратно указывал Конституционный Суд. Поэтому он призвал своих коллег не поддерживать правительственный проект.
А вот Сергей Власенко отметил, что вопрос исполнения решений судов зависит от главного: наличия или отсутствия средств в Госказначействе. «Что бы мы сейчас не принимали, если средства в бюджете не будут предусмотрены, то это всего лишь пустая декларация», — заявил нардеп. По его мнению, решить эту проблему можно без принятия специального закона, предусмотрев эти средства в главном финансовом документе.
В свою очередь Сергей Соболев заявил, что рассматривать предложенный документ в части социальных льгот комитет не вправе, поскольку это не входит в его компетенцию. «Данный законопроект принимается не для снятия льгот и не для того, чтобы выплачивать средства по решению международных судей. Ключевой является та часть, где предлагается отменить мораторий на приватизацию предприятий топливно-энергетического комплекса», — убежден народный избранник. По его словам, для миллионов граждан это будет лишением льгот, а для единиц — возможностью принять участие в приватизации таких «лакомых кусков», которыми являются предприятия топливно-энергетического комплекса. Поэтому С.Соболев предложил рассматривать проект лишь в части порядка исполнения решений судов, а что касается всего остального, то «пусть грех на душу» берут другие парламентские подразделения.
После долгих дискуссий депутаты проголосовали: за принятие правительственного проекта были 12 парламентариев и 7 против.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!