Год назад Верховная Рада приняла закон «Об административной процедуре». Он открывает новый этап во взаимодействии органов власти с гражданами и юридическими лицами в досудебном порядке.
На новеллы этого долгожданного закона, который пытались принять более 20 лет, обратили внимание в Седьмом апелляционном административном суде, информирует «Закон и Бизнес».
Этот закон впервые в законодательной истории Украины устанавливает принципы административного производства и создает четкие процедуры в отношениях граждан, бизнеса и власти. Так, граждане смогут участвовать в административном производстве, знакомиться с материалами дела, иметь право быть заслушанными государственным органом и вносить свои предложения и замечания до момента принятия решения.
Появляется понятие «заинтересованные лица» — люди, интересы и права которых могут быть нарушены в результате принятия решения административным органом. В то же время, органы власти будут обязаны обосновывать административные акты, мотивировать негативные решения и разъяснять лицам причины принятия и порядок обжалования таких решений.
Для установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, административный орган по собственной инициативе сможет собирать документы и другие доказательства, истребовать сведения и данные.
По закону лицо будет иметь право обжаловать решение, принятое административным органом, если его исполнением может быть нарушено его право или законный интерес. Так, в судебном порядке жалобщик сможет требовать признания административного акта противоправным, обязать изменить, отменить акт или отдельные его положения.
Согласно этому нормативно-правовому акту, категория «административный орган» — это органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица и другие субъекты, уполномоченные осуществлять функции публичной администрации (профессиональные объединения адвокатов; дирекция публичной школы; ФЛП и юридические лица, выполняющие функции публичной администрации).
Административный акт — это решение, принятое административным органом в конкретном деле (выдача разрешения или лицензии, регистрация места жительства, назначение пенсии и т.п.) и направленное на получение, изменение, прекращение или реализацию прав и (или) обязанностей отдельных лиц.
Принятие закона приблизит Украину к стандартам Европейского Союза, где подобные нормы успешно функционируют. Так, действующие акты об административной процедуре действуют в 27 странах мира еще с 1960 года, когда подобный закон был впервые принят в Польше.
Закон «Об административной процедуре» вступит в силу 15.12.2023. Ведь для его реализации необходимо подготовить многочисленные изменения в специальном законодательстве.
Кроме того, чтобы вступление в действие закона не застало врасплох работников органов, которые непосредственно будут применять законодательство, в Седьмом ААС советуют подробно ознакомиться с текстом акта, пройти обучение/повышение квалификации по этой тематике, пересмотреть все внутренние процедуры соответствия их закону, подготовить шаблоны новых административных актов и т.д.
Административным судам и их работникам также важно ознакомиться с новеллами закона. Ведь в случае принятия решения органом государственной власти, с которым не согласен гражданин, за ним остается право обжаловать административный акт в судебном порядке, где будет решен законный ли он и требует ли изменения или отмены полностью.
К производству будет привлекаться не только жалобщик, но и любое заинтересованное лицо, интересы которого может затрагивать административный акт.
Материалы по теме
Полномочия руководителя аппарата суда, отправка решения в ЕСИТС и другие выводы в обзоре КАС
26.03.2024
Персональные данные, злоупотребление монополией и недобросовестная коммерция – обзор Суда ЕС
07.03.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!