Иностранцы или лица без гражданства должны добровольно вернуться в страну происхождения или третью страну в установленный срок, если у них нет иных законных оснований для пребывания в Украине.
Об этом напомнил судья Кассационного административного суда Сергей Уханенко во время лекции «Принудительное возвращение и выдворение соискателей защиты: особенности национального и международного законодательства, практические аспекты», сообщает «Закон и Бизнес».
Он обратил внимание на особенности производства по делам по административным искам по поводу принудительного возвращения или принудительного выдворения иностранцев или лиц без гражданства за пределы территории Украины. В частности, отметил, что дела этой категории рассматриваются судом с обязательным участием сторон, в том числе с использованием средств видеоконференции. Участие переводчика, если лица не понимают язык судопроизводства, соответственно, обязательно.
Что касается принудительного выдворения, то оно происходит исключительно на основании вынесенного по иску соответствующих органов решения/постановления административного суда. При этом закон устанавливает следующие условия: невыполнение в установленный срок без уважительных причин решения о принудительном возврате; наличие обоснованных оснований полагать, что иностранец или лицо без гражданства будут уклоняться от исполнения такого решения.
Судья напомнил о необходимости применения исключительно релевантного законодательства. Так, суды применяют предписания ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении права на свободу и личную неприкосновенность. В то же время в приведенном в качестве примера решении по делу «Хамроев и другие против Украины» (заявление № 41651/10) ЕСПЧ указал, что лишение свободы будет оправдано лишь тогда, когда идет процедура выдворения или экстрадиции. Если такое производство не было начато своевременно, то содержание под стражей перестает быть допустимым в соответствии с пп.«f» §1 ст.5 конвенции. Поэтому применение предписаний конвенции уместно при решении вопроса о задержании этих лиц в соответствии с предписаниями ст.289 КАС, а не при принятии судебных решений о принудительном выдворении.
Кроме того, докладчик очертил общие принципы, которые вывел ЕСПЧ при решении вопросов выдворения, беженцев и других категорий дел, связанных со ст.3 конвенции. Согласно этим принципам, суд всегда должен пользоваться корректной и достаточно свежей информацией относительно страны происхождения или третьей страны, из которой прибыло лицо, возможно ли выдворить это лицо в ту страну и будет ли это для него безопасно.
В качестве примера он привел дело «М.S. против Словакии и Украины» (заявление №17189/11), в котором сказано, что суд ссылался на устаревший источник информации о стране происхождения и пришел к немотивированному выводу о том, что никаких преступлений против этого лица в Афганистане не совершалось. Также напомнил о деле «Zarubin и другие против Литвы», которое раскрывает вопросы, которые могут быть подняты при выдворении лица из страны.
Подробнее — см. в презентации по ссылке.
Лекция прошла в рамках программы подготовки для поддержки квалификации судей местных общих судов, организованной Национальной школой судей.
Нажмите на изображение, чтобы подписаться на телеграмм-канал «ЗиБ» и узнать больше о новостях судебной системы.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!