Контроль за трансфертным ценообразованием потребует от бизнеса и ГНС дополнительных расходов
Чтобы предприниматели полностью платили налоги на прибыль, Кабмин готовится регулировать трансфертное ценообразование. Однако с помощью предлагаемых изменений можно будет контролировать лишь часть операций, в свою очередь предпринимателям придется тратить больше времени и средств на дополнительную отчетность.
Опять в Раде
Налоговая служба привлекла заинтересованных лиц, крупные международные компании и подготовила проект изменений в Налоговый кодекс. Цель — установить правила трансфертного ценообразования. Проект подали в Верховную Раду, но из-за того, что он требовал доработки, 12 декабря прошлого года отозвали. В дальнейшем инициативой занималось вновь созданное Министерство доходов и сборов. По результатам его работы в марте в парламенте был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (№2515).
Нормативному регулированию трансфертного ценообразования отдают должное и за рубежом. В частности, во время последнего визита миссии МВФ в Украину представители фонда отметили необходимость принятия указанного проекта.
Согласно документу трансфертное ценообразование — это система определения цены продажи (реализации) товаров и результатов работ (услуг) в операциях, которые отвечают определенным признакам. Такие цены определяются с целью контроля за полнотой начисления и уплаты в бюджет налогов на прибыль и добавленную стоимость.
Под контроль трансфертного ценообразования подпадают операции между связанными лицами и операции с нерезидентом, зарегистрированным в государстве, где ставка корпоративного налога или его аналога на 5 и больше пунктов ниже, чем ставка налога на прибыль. При этом операции признаются контролируемыми при условии, что их общий объем с каждым контрагентом равен или превышает 50 млн грн. (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год.
Достаточно часто можно услышать мнение о необходимости опустить планку контроля ниже 50 млн грн. Согласно статистическим данным за 2012 год в основных экспортных сферах отечественной экономики — металлургии и сельском хозяйстве — количество операций, которые могли бы подпадать под контроль согласно законопроекту, составляет 131 и 72 соответственно. Однако в денежном выражении на эти сделки приходится значительно меньшая часть экспорта, осуществляемого через посредников. Следовательно, уменьшение контрольной суммы операций, при которой они признаются контролируемыми, должно способствовать повышению эффективности закона.
Объективная стоимость
С целью определения коммерческих, финансовых и других условий контролируемой операции ее будут сопоставлять с аналогичной операцией, осуществляемой с лицом, которое не является связанным. При этом будет учитываться значительное количество факторов, таких как производственный процесс, комплекс услуг по налаживанию и обслуживанию поставленной продукции, транспортировка, осуществление информационного, бухгалтерского, юридического обслуживания, риски изменения рыночной цены, обучение персонала заказчика, осуществление контроля качества поставленной продукции и т.п.
Для определения цены в контролируемых операциях предлагается применять следующие методы: сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), цены перепродажи, «затраты плюс», чистой прибыли, распределения прибыли. Плательщик налога самостоятельно должен выбрать метод, который станет применять для определения цены. Будет разрешено сочетать и одновременно использовать несколько методов. Однако, если можно определять цену по аналогии продажи, предпочтение следует отдавать именно этому методу.
В соответствии с указанными методами будет определяться рыночный диапазон цен для анализируемой операции или определенного вида операций. Если цена в контролируемой операции находится в пределах рыночного диапазона цен, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует обычной цене. Если цена в контролируемой операции меньше, чем минимальное значение рыночного диапазона цен, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению рыночного диапазона цен. Если цена в контролируемой операции превышает максимальное значение рыночного диапазона цен, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению рыночного диапазона цен.
В случае несовпадения цены контракта и рыночного диапазона цен коррекция налоговых обязательств будет проводиться плательщиком налога самостоятельно или осуществляться налоговой службой, о чем сообщат соответствующим уведомлением-решением.
Также согласно проекту налогоплательщики, осуществляющие контролируемые операции, будут обязаны до 1 мая года, следующего за отчетным, подать в налоговую службу отчетность относительно осуществленных операций. Данная отчетность должна включать много разнообразных характеристик, ее форма должна быть утверждена центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
Налоговая проверка операций, которые подпадают под контроль трансфертного ценообразования, будет осуществляться в особом порядке, отдельно от плановой проверки налогоплательщика, а ее срок не может быть больше, чем полгода.
Следует отметить возможность установления согласованных цен между налогоплательщиком и налоговой службой для операций, подпадающих под контроль трансфертного ценообразования. Такое согласование должно оформляться протоколом. Порядок согласования цен разработает и утвердит Кабмин.
Надлежащее ведение дополнительной отчетности обязательно потребует от налогоплательщика трудовых и других ресурсов. Для статистической и аналитической обработки полученной информации органам ГНС также понадобится создать дополнительные подразделения. Поэтому остается только надеяться, что положительный результат для экономики государства будет больше, чем совокупные расходы на администрирование системы трансфертного ценообразования.
Предприниматели, занимающиеся экспортом, будут вынуждены доказывать, что стоимость продукции является объективной.
Материалы по теме
ВАКС в очередной раз закрыл дело Роттердам+
09.10.2023
Лайфхак: можно ли варить макароны без газа
14.09.2022
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!