Игорь САМСИН: «Сейчас ВККС — орган, отвечающий за профессиональность судейского корпуса и его авторитет в обществе»
Прошлогоднее перекраивание отечественной Фемиды изменило статус Высшей квалификационной комиссии судей.
В результате «переформатирования» этот орган начал работать на постоянной основе: «квалификационников» на время осуществления полномочий направляют в комиссию, поэтому они не могут исполнять профессиональные обязанности на основном месте работы. Раньше же они работали на общественных началах. Режим «нон-стоп» позволил членам комиссии «не отвлекаться», посвящать все время формированию профессионального судейского корпуса, эффективному и объективному рассмотрению вопросов о дисциплинарной ответственности служителей Фемиды. «ЗиБ» решил поинтересоваться у председателя ВККС Игоря САМСИНА, как комиссия «чувствует» себя в новом статусе, чем живет сегодня и какие у нее планы на будущее.
«Способы реализации функций ВККС приобрели определенную системность и взвешенность»
— Игорь Леонович, уже 4 месяца Высшая квалификационная комиссия судей работает в новом статусе — как постоянно действующий орган. Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами вы как председатель ВККС столкнулись за это время?
— В целом проблемы были связаны с учредительным периодом в работе Высшей квалификационной комиссии судей, и, к счастью, имели временный характер. Сначала формировался коллектив административных работников, ведь очень много чисто техниче¬ского труда возлагается именно на них. Затем решался вопрос относительно помещения и приспособления его для нужд комиссии.
Сегодня мы решаем проблемные вопросы, связанные с процедурой назначения на должность судьи впервые, занимаемся разработкой положения о порядке рассмотрения вопросов и подготовки материалов относительно осуществления отбора кандидатов на должность судьи и назначения судей на должность впервые, положения о порядке сдачи кандидатами на должность судьи квалификационного экзамена и методики их оценивания, методики определения рейтинга кандидатов на должность судьи, а также с порядком формирования и ведения резерва на замещение вакантных должностей судей.
Хочу отметить и то, что уже создана Национальная школа судей, избран ее ректор и утверждена концепция. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы составить приблизительный график лекционных и семинарских занятий в программе повышения квалификации судей. Однако это, конечно, не проблема, а скорее творческий и приятный процесс, предполагающий определенные трудности, ведь нужно найти соответствующий высококвалифицированный преподавательский состав. Также мы работаем и над усовершенствованием работы с обращениями и жалобами граждан.
Национальная школа судей — орган, на который я лично возлагаю большие надежды в плане совершенствования и научной обоснованности методологической части в работе комиссии, ведь многое в прошлом делалось на основе творческого вдохновения и профессиональной интуиции. Я не говорю, что это плохо, но пора принимать обоснованные решения и систематически их внедрять.
— Вы возглавляли ВККС в 2006—2009 годах, когда она еще действовала на общественных началах. Если сравнить деятельность комиссии нынешней и той, что была в 2006—2009 годах: чего, возможно, не хватает этому органу после изменения статуса? Какие позитивные моменты в получении статуса постоянно действующего органа?
— Различие в правовом статусе настолько значительное, что, кажется, будто создан абсолютно новый орган. Но если присмотреться, то это совсем не так. Функции остались те же, однако способы их реализации приобрели определенную системность и, можно сказать, взвешенность. Сегодня комиссия имеет возможность вводить единую практику рассмотрения дисциплинарных дел, одинаковые подходы в оценивании, постоянно и оперативно их совершенствовать, а также вводить новый порядок проведения отбора кандидатов на должности судей впервые.
Предоставление ВККС статуса постоянно действующего органа в системе отечественного судоустройства обеспечивает стабильное, своевременное и качественное наполнение судов профессиональными кадрами, а также дает возможность эффективно и объективно рассматривать вопросы дисциплинарной ответственности судей.
«Отсутствие заместителя председателя и одного члена не отражается на эффективности деятельности комиссии»
— Как вы оцениваете результаты законодательных из¬менений, согласно которым членов ВККС назначают не парламент и Президент, а глава ГСАУ и съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений?
— Президентом как субъектом законодательной инициативы и созданной его указом рабочей группой по вопросам судебной реформы во время подготовки проекта закона «О судоустройстве и статусе судей» был учтен международный опыт создания и деятельности подобных учреждений, рассмотрены возможные варианты создания ВККС и выбран тот, который, по мнению большинства участников, больше всего отвечает реалиям дня сегодняшнего. Правильность избрания такой модели подтверждена тем, что подавляющее большинство народных депутатов поддержали и приняли указанный закон.
В контексте поставленного вопроса отмечу, что в кадровом аспекте ВККС — единственный орган в системе судоустройства, к которому у Венецианской комиссии не было замечаний. Это стало возможным благодаря тому, что сейчас больше половины (6 членов) его состава назначается представителями третьей ветви власти, то есть съездом судей. Следует констатировать, что сегодня в ВККС работают 9 судей.
Если говорить о том, что Президент и парламент лишились возможности назначать членов ВККС, то я не вижу в этом никакого фактического или юридиче¬ского значения, поскольку у главы государства и Верховной Рады остаются серьезные полномочия в части формирования (соответственно, назначения или избрания) судейского корпуса.
Поэтому предоставление ГСАУ и съезду представителей юридических высших учебных заведений соответствующего права приобщиться к процессу отбора и естест¬венной очистки (в порядке дисциплинарного производства) корпуса судей никакого дисбаланса, по моему мнению, не вносит.
— Состоялось уже более 20 заседаний комиссии, но на них ни разу не присутствовал назначенный съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений Виктор Микулин. По каким причинам?
— В соответствии с ч.7 ст.93 закона «О судоустройстве и статусе судей» ВККС считается полномочной при условии назначения в ее состав не меньше 8 членов. На сегодня в состав комиссии назначено 11 членов, что дает возможность полноценно исполнять возложенные на нее обязанности.
Лично мне не известны причины отсутствия на заседаниях ВККС В.Микулина, но хочу подчеркнуть, что отсутствие на заседаниях одного члена комиссии не отражается на эффективности ее деятельности.
— Почему до сих пор не избран заместитель председателя ВККС?
— Действительно, ч.1 ст.94 закона «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что ВККС избирает из своего состава открытым или тайным голосованием председателя комиссии, одного заместителя, секретаря. Однако на сегодня комиссия решила первоочередные организационные во¬просы, без этого невозможно было бы обеспечить нормальное функционирование данного органа: вопросы, связанные с безотлагательным переводом представителей третьей ветви власти ликвидированных военных судов, избранием судей бессрочно (у которых закончились сроки полномочий) и формированием вновь созданного Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
Избрание заместителя председателя комиссии является вопросом актуальным, но не первоочередным. Функциональные обязанности заместителя председателя — это исключительно внутриорганизационный вопрос. Вместе с тем неотложность решения вопроса об избрании заместителя председателя предопределяется динамикой работы самой ВККС, и отсутствие такой должности никоим образом не влияет на работу этого органа.
«Круг задач квалифкомиссии расширился, что стало причиной изменения ее статуса — теперь это постоянно действующий орган»
— Не планируется ли внес¬ти предложение увеличить нынешний срок полномочий членов комиссии (3 года), изменив его на более длительный?
— Вопрос абсолютно оправданный. Должен отметить, что предложения о внесении соответствующих изменений уже обсуждаются. Так, в соответствии с ч.2 ст.92 закона «О судоустройстве и о статусе судей» срок полномочий члена ВККС составляет 3 года со дня назначения. Одно и то же лицо не может осуществлять полномочия члена комиссии два срока подряд.
Отдельные нормы данного закона, связанные с деятельностью ВККС относительно отбора кандидатов на должность судьи и порядка назначения впервые, вступают в действие с 1 июля 2011 года. Таким образом, сформированная в соответствии с требованиями закона ВККС, учитывая 3-летний срок полномочий ее членов, будет не в состоянии в пределах срока своих полномочий осуществить полноценный и полный цикл отбора кандидатов на должности судей с соблюдением предусмотренного в законе порядка.
Кроме того, съезд судей собирается раз в два года, поэтому по окончании трех лет полномочий придется созывать внеочередной съезд, что, конечно, неудобно по процедуре. Вот почему срок полномочий членов ВККС должен быть кратным двум. Считаю, что он должен быть таким же, как у членов ВСЮ, то есть 6 лет.
Также непонятно, почему невозможно второе подряд избрание или назначение члена комиссии. Этот вопрос особенно актуален ввиду того, что новый состав ВККС работает в измененном виде, люди приобретают новый опыт. Поэтому соответствующую оговорку следует исключить из текста закона.
— Каковы причины того, что к полномочиям ВККС отнесено принятие решений об отстранении судьи от должности в связи с привлечением его к уголовной ответственности?
— Ответ на данный вопрос более чем очевиден. ВККС — это орган, отвечающий за качество судейского корпуса и его авторитет в обществе. Поэтому логично, что представитель третьей ветви власти, в отношении которого возбуждено уголовное дело, не может продолжать осуществлять правосудие, ведь к нему не испытывают доверия. Такой судья подлежит отстранению от выполнения этих функций в кратчайший срок.
— Продолжим тему полномочий комиссии. Как расширение ее компетенции повлияло на деятельность?
— Основные полномочия остались неизменными: отбор судей и дисциплинарные производства. Добавилось несколько процедурных и технических задач. Существенную часть нагрузки составляют вопросы, связанные со специальной подготовкой судей. В целом, конечно, круг задач расширился, что стало причиной изменения статуса — теперь это постоянно действующий орган — и увеличения численности работников аппарата комиссии.
«Нарушение присяги — это более глобальное понятие и не конкретизированное в законодательстве»
— Как вы относитесь к тому, что законодатель наделил всех граждан правом обращаться с жалобами на поведение судьи, что может стать причиной привлечения к дисциплинарной ответственности?
— Возможность привлечь судью к дисциплинарной ответственно¬сти за неисполнение им обязанностей или нарушение закона является необходимой гарантией реализации права на доступ к правосудию, закрепленной в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
Право обратиться с жалобой на поведение судьи, следствием чего может стать привлечение послед¬него к дисциплинарной ответственности, имеет каждый, кому известны такие факты. И это абсолютно правильно, ведь необязательно от поведения судьи может страдать сторона в процессе, это могут быть и лица, с которыми представитель судебной ветви власти сталкивается в повседневной неофициальной жизни.
— Из жалоб, поступающих в комиссию, каков процент необоснованных? Часто граждане решают «отомстить» вершителям правосудия за решения, которые их не устраивают?
— В соответствии с требованиями закона не допускается злоупотребление правом обращения в орган, уполномоченный осуществлять дисциплинарное производство, в том числе инициирующий вопрос об ответственности судьи, без достаточных оснований и использование такого права как средства давления на человека в мантии в связи с осуществлением им правосудия. Дисциплинарное дело в отношении представителя третьей ветви власти не может быть возбуждено по заявлению или сообщениям, не содержащим сведений о наличии признаков дисциплинарного проступка.
За этот короткий период работы в комиссию поступило свыше 6000 жалоб и обращений граждан, но значительный процент их не содержит признаков дисциплинарного проступка. Во многих случаях обжалуются действия судьи, совершенные им при осуществленим правосудия, а в соответствии с ч.2 ст.83 закона «О судоустройстве и статусе судей» отмена или изменение решения не влечет за собой дисциплинарной ответственности.
В результате этого решением ВККС был утвержден образец жалобы (заявления) относительно неправомерного поведения судьи, временно размещенный на официальном веб-портале «Судебная власть Украины».
— Удается ли провести черту, разделяющую основания привлечения к дисциплинарной ответственности и основания увольнения за нарушение присяги? Ведь основания эти в чем-то похожи.
— Это достаточно сложный и даже, я бы сказал, провокационный вопрос. Ведь законом «О Выс¬шем совете юстиции» предусмот¬рено так называемое увольнение судьи при особых обстоятельствах, то есть за нарушение присяги.
Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности, определенные в ст.83 закона «О судоустройстве и статусе судей», также можно расценивать как нарушение присяги. Однако разница в том, что «нарушение присяги» — это более глобальное понятие и не конкретизированное в законодательстве, что, безусловно, является спорным в его применении, поэтому, по моему мнению, в законе следовало указать хоть какие-то ориентиры и критерии для квалификации. Правоприменительная проблема существует, и над ней нужно думать.
«ВККС будет способствовать независимости и непредубежденности дисциплинарных инспекторов»
— Каковы основные причины дисциплинарных производств в отношении судей? Как часто это касается коррупции?
— Коррупционные деяния, как вы знаете, это прерогатива уголовного судопроизводства и органов другого профиля. К счастью, такие вопросы ВККС не рассматривает.
Дисциплинарная ответственность наступает на основаниях, предусмотренных ст.83 закона «О судоустройстве и статусе судей» и включающих в себя существенные нарушения норм процессуального права при осуществлении правосудия, связанные с:
- отказом в доступе лица к правосудию на основаниях, не предусмотренных законом, нарушением требований относительно распределения и регистрации дел в суде, правил подсудности или подведомственности, необоснованным принятием мер обеспечения иска;
- непринятием судьей мер относительно рассмотрения заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом;
- нарушением требований относительно беспристрастного рассмотрения дела, в частности нарушением правил отвода (самоотвода);
- систематическим или грубым одноразовым нарушением правил судейской этики, подрывающим авторитет правосудия;
- разглашением охраняемой законом тайны, в том числе тайны совещательной комнаты или тайны, которая стала известна судье во время рассмотрения дела в закрытом судебном заседании;
- неподачей или несвоевременной подачей для опубликования декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации), указанием в ней заведомо неправдивых сведений.
— Может быть, нужно было создать дисциплинарную службу, отдельную от ВККС?
— Думаю, что создание еще одного органа не способствовало бы системному подходу и ответственности коллегиального состава за принятые решения. Ведь в том-то и логика, чтобы возложить ответственность за принятие решения о даче рекомендации соответствующему кандидату на должность судьи на орган, который в дальнейшем будет рассматривать дело этого же судьи о дисциплинарном правонарушении.
— Как продвигается процесс формирования службы дисциплинарных инспекторов? Каковы критерии отбора на эти должности, ведь в законе они не прописаны? Сможет ли ВККС, так сказать, контролировать объективность дисциплинарных инспекторов при сборе ими информации об определенном суде?
— Действительно, как таковые требования к дисциплинарным инспекторам в законодательстве не предусмотрены. Однако логично, если бы это были такие обязательные критерии, как наличие у лиц, которых будут назначать на эти должности, высшего юридического образования, а также моральных качеств и склада характера, в совокупности указывающих на то, что лицо является добросовестным и сможет объективно рассматривать дела. Важно также обратить внимание на то, чтобы не было конфликта между прошлой профессиональной деятельностью и деятельностью, связанной со сбором информации о судьях, с которыми дисциплинарные инспекторы уже «встречались», например, как представители на судебных процессах, а значит, имеют основания для субъективной оценки. В этом контексте целесообразно было бы предусмотреть возможность самоотвода и отвода дисциплинарного инспектора, которому поручена проверка действий представителя третьей ветви власти.
В последнем вашем вопросе содержится определенное противоречие: «контролировать объективность» a priori невозможно, поэтому ВККС будет способствовать тому, чтобы дисциплинарные инспекторы были независимыми и непредубежденными при сборе информации о судье.
А что касается процесса формирования службы, то, как вам известно, законодатель каждому члену комиссии дал в помощь трех инспекторов, в целом это 33 лица. Но в связи с тем, что сегодня нет возможности организовать надлежащие условия для их размещения, за каждым членом комиссии пока закреплено по два дисциплинарных инспектора. Службу дисциплинарных инспекторов возглавляет руководитель, на которого возложены функции по обеспечению организации их работы, а также консультативно-совещательные функции.
«Национальная школа судей должна стать тем мостиком, который соединит науку и практику»
— Предыдущие представители ВККС много вопросов задавали тем судьям, которые меняли специализацию. Почему в настоящее время ВККС решила отойти от такой практики? Теперь членам комиссии достаточно 2—3 во¬просов, чтобы убедиться в знаниях кандидатов?
— Не думаю, что это какая-то закономерность. Все зависит от конкретной ситуации. Тем более сегодня, в условиях преобразования структуры судоустройства, изменение специализации — явление распространенное и оправданное.
Хочу подчеркнуть, что в настоящее время ВККС как постоянно действующий орган имеет возможность более глубоко и тщательно изучать материалы судьи, его профессиональную деятельность и таким образом оценить уровень его подготовленности. Квалификаци¬онный экзамен судья сдает лишь тогда, когда переходит в другую специализацию.
— Чем будет отличаться деятельность Национальной школы судей от Академии судей? За какое время удастся, так сказать, поставить на ноги Национальную школу судей и когда она начнет выполнять функции, предусмотренные законом?
— На Национальную школу судей возлагается очень важная миссия — воспитать новое поколение кадров для судейского корпуса. Хочется создать такую академиче¬скую базу, которая бы обеспечила подготовку действительно высококвалифицированных судей. Поэтому преподавательский состав должен быть подобран с большой ответственностью: конечно, признанные отечественные научные работники, имеющие многолетнюю педагогическую и исследовательскую практику, и в то же время практики, даже те, кто не имеет ученой степени. По моему мнению, Национальная школа судей должна стать тем мостиком, который соединит науку и юридическую практику.
Особое внимание следует уделить разработке методик преподавания в школе судей, которые долж¬ны быть направлены на выработку у слушателей прежде всего, так сказать, рефлекса мыслить критически, умения оценивать спорную ситуацию с точки зрения справедливости и законности, искать решение спора в содержании принципа верховенства права. Среди дисциплин, которые необходимо обязательно ввести:
- методология толкования актов законодательства, построенная на логических приемах;
- практика Европейского суда по правам человека;
- этика поведения, связанная с профессиональной деятельностью.
Считаю, что ведущие преподаватели юридических дисциплин должны объединить свои усилия для достижения наибольшего эффекта за относительно короткий промежуток времени. Целесообразно также ввести такие необычные, к сожалению, для нашей системы образования формы занятий, как постановочные ролевые игры, открытое обсуждение и диспут, отработка поведения в ситуациях, которые можно считать нештатными и т.п.
В школе судей также должен работать отдел психологической адаптации к профессии, задача которого — подготовить кандидатов к психологическим, физическим и интеллектуальным нагрузкам, с которыми судьям приходится сталкиваться.
Кстати, положения нового закона о специальной подготовке человека в мантии и Национальной школе судей получили однозначно одобрительные отзывы международных экспертов, в частности и Венецианской комиссии.
— Порядок назначения на должность судьи впервые будет предусматривать 12 эта¬пов, среди них — сдача перед ВККС экзамена, причем дважды (до и после прохождения кандидатом специальной подготовки). Обеспечит ли это более высокий уровень квалификации будущего судейского корпуса?
— Действительно, по сравнению с системой отбора судей, существовавшей раньше, приписанная в новом законе процедура кажется усложненной. Однако это только на первый взгляд. Квалификационный экзамен, состоящий из двух частей — тестирования и практического задания, направлен на то, чтобы проверить теоретические знания и профессионально-прикладные навыки кандидата на должность судьи. Такие знания и навыки на базовом уровне формируются в высшем учебном заведении, закрепляются во время практической работы и окончательно — во время специальной подготовки.
Таким образом, нормы закона «О судоустройстве и статусе судей» предусматривают совершенствование процедуры отбора кадров, дают возможность всесторонне и объективно оценить уровень как теоретической, так и практической подготовки кандидатов на должности и направлены на обеспечение высокой эффективности работы судей.
— Когда, по вашему мнению, заработает система анонимного тестирования желающих занять должность судьи?
— После того как будут приняты изменения в закон «О судо¬устройстве и статусе судей» (относительно специальной подготовки кандидатов на эти должности).
— Каков ваш прогноз: когда начнет действовать рейтинговая система, то есть по результатам сдачи кандидатами квалификационного экзамена?
— Этот вопрос неоднократно поднимался на организационных заседаниях комиссии и встречах с международными экспертами. На сегодня ВККС был инициатором проведения рабочего семинара совместно с проектом USAID «Украина: верховенство права». Мероприятие пройдет в феврале в г.Яремче. В повестке дня одним из вопросов для обсуждения будет определение рейтинга кандидатов на долж¬ность судьи и формирование резерва на замещение вакансий.
На семинар также приглашены представители Комитета Верховной Рады по вопросам правосудия, Высшего совета юстиции, Совета судей Украины, советов судей общих, административных и хозяйственных судов, высших специализированных судов, Минюста, Администрации Президента, Национальной школы судей, Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого и Одесской национальной юридической академии. А что касается прогнозов, то рейтинговая система, как и анонимное тестирование, начнет действовать после того, как будут внесены изменения в закон.
«Спецподготовка кандидатов на должность судьи введена во многих европейских государствах»
— Нужно ли вносить изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей», касающиеся деятельности ВККС? Если да, то какие именно?
— В целом закон хорошо прописан и согласован. И это отмечают эксперты Венецианской комиссии. Необходимо доработать лишь незначительные детали.
— Известно, что Верховная Рада хочет внести изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей», которые касаются специальной подготовки кандидатов на эти должности. Как вы относитесь к мнению законодателя о том, что весь процесс подготовки судей, а не только практическая часть, должен находиться под контролем судебной системы, поэтому нужно, чтобы обеспечивал такой процесс орган судебной власти, ответственный за отбор судей, то есть ВККС?
— Специальная подготовка как отдельный образовательный уровень и отдельная стадия процедуры отбора судей введена во многих европейских государствах, которые известны своими демократическими традициями. Этот опыт полезен и для Украины, стремящейся приобрести черты правового государства. А это невозможно без действенного и эффективного судопроизводства, которое должны осуществлять исключительно высококвалифицированные судьи.
Во время подготовки проекта о внесении изменений в закон «О судоустройстве и статусе судей» (относительно специальной подготовки кандидатов на должность судьи) субъект законодательной инициативы прежде всего учел заключение Европейской комиссии «За демократию через право»: необходимо «отдать всю систему подготовки судей, а не только ее практическую часть, под контроль судебной системы».
Законопроектом также предлагается урегулировать вопрос обеспечения процесса прохождения кандидатами как теоретической, так и практической специальной подготовки непосредственно органом судебной власти, ответственным за отбор судей, — ВККС. Кроме того, планируется установить и срок введения в действие тех статей закона, которые предусматривают специальную подготовку.
В случае принятия такого акта и вступления его в законную силу ВККС будет осуществлять отбор кандидатов с учетом новых положений.
— Как необходимо усовершенствовать положения, которые будут регулировать процедуру назначения судей до момента полного введения в действие норм о специальной подготовке, а также упорядочить вопрос назначения на должность лиц, сдавших квалификационный экзамен до вступления в силу закона «О судоустройстве и статусе судей», но не рекомендованных на должность судьи в связи с отсутствием вакансий?
— В законе определена новая процедура назначения на должность судьи впервые, она предусмотрена предписаниями ст.66. Таким образом, кандидаты в судьи, сдавшие квалификационный экзамен до вступления в силу нового закона, но не рекомендованные из-за нехватки вакантных должностей, могут быть назначены впервые лишь в порядке, установленном ст.66.
Закон не предусматривает исключений или особенностей в порядке назначения на должность впервые, а предоставление преимущества лицам, находившимся в кадровом резерве, и автоматиче¬ское зачисление их в новый кадровый резерв, бесспорно, нарушит принцип равенства доступа к долж¬ности судьи. Кроме того, квалификационный экзамен, по законодательству, которое утратило силу, по своей сути, полностью отвечает положениям п.4 ч.1 ст.66 закона «О судоустройстве и статусе судей», обязывающим кандидата на должность сдать перед ВККС экзамен на определение уровня общих теоретических знаний в сфере права.
— В государственном бюджете на обеспечение деятельности ВККС предусмотрено немного больше 33 млн грн. Учтены ли все финансовые потребности комиссии?
— Комиссия как вновь созданный постоянно действующий орган судебной власти, который финансируется исключительно из государственного бюджета, конечно же, столкнулась с проблемой ограниченного финансирования. В проекте закона «О государственном бюджете Украины на 2011 год» для нас было предусмотрено 8,2 млн грн., а это только 20% от общих потребностей. Несмотря на тяжелое экономическое положение в государстве, Кабмин и парламент пошли нам навстречу и нашли возможность увеличить объемы расходов до 33,2 млн грн., что дает возможность создать надлежащую материально-техническую базу.
— И напоследок: что бы вы пожелали читателям газеты «Закон и Бизнес»?
— Читательской аудитории хочется пожелать только приятных новостей на страницах газеты, а в новом году — больше положительных эмоций от профессиональных успехов, творческого вдохновения и крепкого здоровья. Пусть этот год принесет вам удачу в делах и уверенность в завтрашнем дне.
Беседу вела Марина ЗАКАБЛУК
Опрос «З&Б»
Чего не хватает для высокого уровня кадров Фемиды?
До недавнего времени кадровая политика в третьей ветви власти замыкалась, собственно, на самих политиках. После проведения реформы законотворцы собственноручно лишили себя возможности расставлять судей по местам, оставив себе лишь церемониальные функции. Отныне за качество судейских кадров фактически будут отвечать сами вершители правосудия, однако со стороны, как известно, виднее. По этому корреспондент «ЗиБ» решила поинтересоваться у обладателей мандатов, чего не хватает для формирования высококвалифицированного судейского корпуса.
Владислав ЛУКЬЯНОВ, фракция ПР:
— Я думаю, судьи у нас нормальные. Но нужно создать такие условия, чтобы не было лишнего влияния и законники принимали непредвзятые вердикты. Поэтому вопросы не к личности, а к системе.
Валерий БАРАНОВ, фракция НП:
— В первую очередь для качественного улучшения нужно вести эффективную борьбу с коррупцией в судейских рядах, поскольку сегодня судейская власть — одна из наиболее коррумпированных.
Юрий КАРМАЗИН, фракция блока «НУНС»:
— На качестве судейского корпуса, прежде всего, отражаются ненадлежащее образование, отсутствие реального верховенства закона, материальная зависимость и наличие «телефонного права». Реформа судебной власти лишь навредила, поскольку не имела должного материального обеспечения.
Святослав ОЛИЙНЫК, фракция БЮТ — «Батьківщина»:
— Прежде всего судьям не хватает ответственности и понимания своей функции. Судебная власть должна быть критерием справедливости в обществе, но свою задачу она не выполняет. Следствием этого является разочарование человека в государстве.
Ксения ЛЯПИНА, фракция блока «НУНС»:
— Я думаю, главное, чего не хватало и не хватает нашим законникам, — это совести и ответственности.
Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО, фракция ПР:
— Считаю, что самое главное — это повышение квалификационного уровня, а также ответственность судей за принятые решения.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!