Единственная возможность для предприятия избежать идентификации на рынке — это отстоять уровень обычной цены
С 1 января вступила в силу новая редакция ст.39 Налогового кодекса, закрепляющая методы определения и порядок применения обычных цен. В связи с такими нововведениями в бизнес-среде стал актуальным вопрос: как оправдать свою ценовую политику и систему скидок перед контролирующими органами, не нарушая при этом действующего законодательства? Во время заседания комитета финансов и права клуба отельеров и рестораторов Ноteliero был дан ответ на этот вопрос.
Инструменты защиты
До 2013 года обычные цены использовались в случае осуществления плательщиком налогов бартерных операций, операций со связанными лицами и операций с «нестандартными» плательщиками налога на прибыль. С 1 января в ст.39 НК появилось еще одно основание для применения обычной цены, сформулированное законодателем как «иные случаи, определенные настоящим Кодексом».
Несмотря на то что обязанность доказывать несоответствие цены договора (соглашения) уровню обычной цены возложена на органы ГНС, работать с последними, по убеждению управляющего партнера Аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» Елены Макеевой, стало гораздо сложнее. «Самый легкий путь для налоговых инспекторов — это использовать те инструменты, которые заложены в Налоговом кодексе, в частности обычные цены», — отметила она.
Указание собственной цены на товары (работы, услуги) путем размещения объявления в печатном издании для предприятия было одной из возможностей оправдать уровень обычной цены. Так было до 1 января этого года, однако действующее налоговое законодательство нивелирует данный инструмент.
Продуманная маркетинговая политика, отход от идентификации товара, работ или услуг предприятия с аналогичными на рынке путем добавления продукту определенной «уникальности» и дополнительных характеристик — это единственная возможность доказать уровень обычной цены, убеждена Е.Макеева. «Законодательство сейчас требует от бухгалтеров креативности», — поделилась собственным мнением с участниками заседания докладчик.
Пунктом 39.2 ст.39 НК устанавливаются следующие методы определения обычной цены:
«а) сравнительной неконтролированной цены (аналогов продажи);
б) цены перепродажи;
в) «расходы плюс»;
г) распределение прибыли;
д) чистой прибыли».
Е.Макеева посоветовала представителям бизнес-среды выбрать и зафиксировать в учетной политике компании, являющейся составляющей финансовой отчетности, тот метод определения обычной цены, который легче всего будет доказать и аргументировать во время проведения проверки органами контроля.
Примечательно, что согласно п.39.17 ст.39 НК «во время проведения аукциона (тендера) обычной считается цена, которая сложилась по результатам такого аукциона (тендера)», если его проведение предусмотрено законодательством.
Оформление скидок
Большое количество компаний для увеличения уровня продаж собственных товаров, работ или услуг вводит систему скидок в контексте общей ценовой политики. Правильно разработанная и введенная система скидок поможет избежать налоговых рисков, связанных с обоснованием обычной цены в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В то же время это требует правильного документального оформления. Е.Макеева дала участникам заседания ряд советов. По ее убеждению, необходимо изучить и исследовать рынок аналогичных товаров, работ или услуг, изготовить и разместить в разных формах рекламу о специальных ценовых предложениях и провести рекламные акции с розыгрышами призов.
Также для того, чтобы быть «вооруженными» перед органами контроля, докладчик посоветовала компаниям разработать положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации, так как это позволит не предоставлять при проверке определенную информацию, ссылаясь на закон «О защите персональных данных».
Следует отметить, что законопроектом «О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно трансфертного ценообразования)» от 4.12.2012 №11477 предусматривается, что контроль за ценообразованием осуществляется при проведении операций, объем которых с каждым контрагентом составляет свыше
50 млн грн. в год.
Материалы по теме
Персональные данные, злоупотребление монополией и недобросовестная коммерция – обзор Суда ЕС
07.03.2024
Ограничения по управлению ценными бумагами могут быть изменены
в„–19 (1473), 16.05—22.05.2020
Антимонопольные проверки будут содержать намного больше рисков, чем обыски стражей порядка
в„–10 (1464), 14.03—20.03.2020
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!