«Адаптация к новациям УПК уже произошла, он работает»
В прошлом году одним из самых важных событий в жизни юридического сообщества Украины стало вступление в силу нового Уголовного процессуального кодекса. Произошло это 20 ноября 2012 года. Соответственно, начала формироваться и новая судебная практика в уголовном процессе. Рассматривались ли уже в кассационной инстанции дела в соответствии с новыми положениями УПК? Насколько сложна адаптация к новеллам? С этими вопросами «ЗиБ» обратился к и.о. председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Станиславу Мищенко.
«О позитивном эффекте введения УПК можно говорить уже сегодня»
— Станислав Николаевич, новый кодекс, по сути, вынуждает суды работать с чистого листа. Насколько безболезненно происходит переобучение, овладение новыми стандартами уголовного процесса?
— Принятие нового УПК действительно стало началом следующего этапа развития уголовного судопроизводства, становления нашего государства как демократического и правового, ориентированного на внедрение международных стандартов и сохранение европейских ценностей в сфере осуществления правосудия. Именно поэтому ВСС еще на этапе разработки проекта кодекса подчеркивал необходимость и целесообразность его принятия.
Сейчас мы не изменили своего мнения, поскольку полученные от судов первой и апелляционной инстанций данные только подтверждают наши прогнозы. ВСС также уже имел возможность оценить положения кодекса в действии, в частности при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Хотя количество рассмотренных дел или таких, которые находятся в ВСС и подлежат рассмотрению по новому УПК, еще незначительное. Мы понимаем, что это временное явление, связанное в первую очередь с содержанием пп.11, 15 разд.ХІ «Переходные положения».
Что касается того, насколько сложна адаптация к введенным УПК новеллам, то скажу так: если бы меня спросили об этом год назад, я бы не знал, что ответить. Понимал: несмотря на позитивные аспекты кодекса, вопрос его реализации оставался открытым. Сегодня с уверенностью скажу, что адаптация к новациям УПК уже произошла, он работает. Безусловно, есть некоторые нюансы, хотя справедливости ради отмечу: значительная часть этих вопросов снята с помощью предоставленных ВСС разъяснений рекомендательного характера. Вопросы, вероятно, будут возникать и в дальнейшем, и это абсолютно нормальное явление, поскольку практически коренное реформирование уголовного процесса требует изменения устоявшихся взглядов и подходов к решению того или иного вопроса.
— Хотя новый УПК действует только несколько месяцев, можно ли уже говорить о первых результатах его применения?
— Да, несмотря на то, что новый УПК начал действовать не так давно, можно уже сегодня с уверенностью говорить о первых результатах, как и о позитивном эффекте его введения. Об этом свидетельствуют и данные практики применения нового кодекса, которую благодаря налаженному сотрудничеству с апелляционными судами и оперативной работе управления обобщения и статистки ВСС мы имеем возможность ежемесячно изучать. В частности, по состоянию на 1 февраля этого года судами утверждено свыше 400 соглашений, заключенных между сторонами уголовного производства, а на рассмотрении находится еще около 300. Во время досудебного расследования на рассмотрение следственных судей первой инстанции подано свыше 48000 ходатайств, а апелляционной инстанции — почти 8000.
— Изменилось ли количество оправдательных приговоров, стали ли судьи реже применять такую меру пресечения, как взятие под стражу, отдавая предпочтение альтернативным?
— Прошло еще слишком мало времени, чтобы можно было констатировать факт увеличения или уменьшения количества оправдательных приговоров. Хотя считаю, что их должно стать больше. Для этого есть определенные предпосылки, в частности отсутствие в новом УПК института возвращения дела на дополнительное (новое) расследование, а также наличие расширенного, в отличие от УПК 1960 года, перечня случаев, когда могут быть вынесены такие приговоры.
Отмечу, что со вступлением в силу нового УПК количество случаев избрания в качестве меры пресечения взятия под стражу значительно уменьшилось — больше чем наполовину, судьи все чаще выбирают альтернативные меры. Так, за этот период залог был применен в 95 случаях, домашний арест — в более чем 250, личное поручительство — в почти 100, личное обязательство — больше чем в 2700 случаях. Эти цифры дают основания утверждать, что новый УПК полностью оправдывает надежды общества и государства, развеивает все сомнения в правильности выбранного пути — гуманизации и демократизации уголовного процесса.
— Согласно новому УПК появилась должность следственного судьи. В одном из своих интервью вы отметили, что для обеспечения осуществления функций следственного судьи нужно увеличить количество должностей судей в местных судах на 1180 штатных единиц. Учтены ли эти предложения?
— Поскольку по новому процессуальному закону статус суда значительно повысился, вполне естественно, что одной из ключевых фигур становится следственный судья. Ведь именно он уполномочен от имени государства осуществлять контроль за досудебным расследованием. Этим, в частности, и объясняется то огромное количество ходатайств, которое следственные судьи уже рассмотрели, приняв соответствующие решения.
Понимая это, а также прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, на рассмотрение Минюста нами было внесено предложение об увеличении количества судей в местных судах. Учтя это предложение и во исполнение поручения Президента Минюст внес соответствующее представление в Государственную судебную администрацию. ГСАУ уже через несколько дней подготовила и издала приказы, согласно которым для новых служителей Фемиды создано 1176 вакансий, увеличена и штатная численность работников аппарата судов.
Сейчас, как известно, закончился очередной отбор кандидатов на должности судей впервые. В сентябре 2012 года они сдали квалификационный экзамен и, надеемся, вскоре наденут судейские мантии. Кроме того, в ноябре 2012-го Высшая квалификационная комиссия судей объявила о проведении нового отбора кандидатов, которые пройдут специальную, качественно новую подготовку на уровне европейских стандартов в Национальной школе судей, преподавателями в которой являются научные работники из наиболее авторитетных украинских юридических школ, судьи высших специализированных судов. Значит, пополнению быть.
«Противоречивость отдельных норм не способствует одинаковому их пониманию и применению»
— С целью предоставления методической помощи судьи ВСС систематически посещают суды в разных регионах страны. Как они оценивают качество и эффективность работы судов низших инстанций?
— Один из основных критериев эффективности работы судов — количество отмененных или измененных судебных решений. Анализ данных судебной статистики дает нам возможность определить, на каких вопросах следует сосредоточиться, оказывая методическую помощь.
Если говорить о рассмотрении гражданских дел, то больше всего ВСС отменено решений, принятых судами г.Киева (25,3% количества производств по поступившим кассационным жалобам), Кировоградской (21%), Закарпатской (19%) и Волынской (18,3%) областей. Что касается уголовных дел, то чаще всего отменялись приговоры, постановленные судами Львовской области (42,7% от количества проверенных ВСС приговоров), Ровенской (40,5%) и Ивано-Франковской (40,4%).
Среди субъективных причин такой ситуации — ненадлежащая организация работы суда, судей, их отношение к своим обязанностям. Но есть и объективные причины. При такой большой нагрузке судьи физически не в состоянии своевременно и на надлежащем уровне выполнять все предусмотренные законом процессуальные действия. Это приводит к неполному изучению материалов, снижению оперативности и ухудшению качества рассмотрения дел. Кроме того, противоречивость отдельных законодательных норм не способствует одинаковому их пониманию и применению.
Поэтому, анализируя качество рассмотрения дел, мы не только обращаем внимание на ошибки, но и пытаемся сделать все от нас зависящее, чтобы не допустить их в будущем. Судьи ВСС проводят рабочие встречи, тематические семинары с коллегами из местных и апелляционных судов, во время которых определяют наиболее сложные вопросы правоприменения, разъясняют сложные нормы и новые положения законодательства.
В прошлом году судьи ВСС посетили апелляционные суды всех областей Украины. Причем в некоторых из них побывали неоднократно. Практика предоставления методической помощи путем непосредственного общения с судьями достаточно эффективна, поэтому работа в данном направлении будет продолжаться. Кроме того, местные и апелляционные суды достаточно часто сами инициируют проведение семинаров и рабочих встреч. Конечно, мы всегда поддерживаем такие инициативы и готовы способствовать их реализации.
— Какие трудности возникают у судей во время применения законодательства?
— Наиболее сложными являются вопросы процессуального права, и не только уголовного, но и гражданского, в частности относительно приказного производства, заочного рассмотрения дел. А в связи с внесением изменений в Гражданский процессуальный кодекс часто предметом обсуждения становятся и полномочия апелляционного суда.
Также непростыми являются вопросы кредитных, земельных правоотношений, самовольного строительства, наследственного права, правоотношений собственности, вопросы, связанные с исполнением судебных решений по гражданским делам. Ответы на некоторые из них пленум ВСС уже дал. В частности, в марте 2012 года приняты постановления «О практике применения судами законодательства при решении споров, возникающих из кредитных правоотношений» и «О практике применения судами статьи 376 Гражданского кодекса Украины (о правовом режиме самовольного строительства)».
Что касается уголовного законодательства, то у судей из первой и апелляционной инстанций возникают трудности при применении норм, которые недавно претерпели изменения или являются новыми для правоприменителя, в частности связаны со вступлением в силу законов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности».
Следует отметить, что для выяснения состояния осуществления правосудия в Украине, в частности привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении разного рода преступлений, в том числе коррупционных правонарушений, с целью определения характера проблем и причин ошибок при рассмотрении этих категорий дел, а также наработки предложений по их исправлению ВСС осуществил ряд обобщений, в частности обобщение практики рассмотрения дел о коррупционных правонарушениях. Подготовлено и принято в первом чтении соответствующее постановление пленума.
С правовыми позициями пленума ВСС имеют возможность ознакомиться не только судьи, но и все желающие. В частности, таким образом ВСС способствует обеспечению единства судебной практики. К сожалению, не все судьи внимательно изучают и применяют положения этих постановлений, что в дальнейшем и приводит к ошибкам.
— По каким вопросам планируется подготовить постановления в течение этого года?
— Чрезвычайно важным для нас является принятие постановлений пленума ВСС о соблюдении разумных сроков рассмотрения гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях, об учете судами международных договоров Украины, о некоторых вопросах, касающихся подсудности рассмотрения гражданских дел, о практике применения законодательства об ответственности за отдельные коррупционные правонарушения. Эти постановления уже приняты в первом чтении и готовятся ко второму.
Кроме того, запланировано принять постановления по вопросам, касающимся практики применения законодательства при решении споров о возмещении ущерба, причиненного источником повышенной опасности, рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие государственного исполнителя или другого должностного лица ГИС во время исполнения решения по гражданскому делу, применения законодательства, регулирующего защиту права собственности, других вещных прав, а также о судебной практике применения стст.364—367, 3692 Уголовного кодекса и т.п.
Конечно, этим перечнем наши планы не исчерпываются. На протяжении года он может быть дополнен в случае изменения законодательства или возникновения проблем. Кроме того, в соответствии с принятыми осенью прошлого года изменениями в закон «О прокуратуре» Генеральный прокурор имеет право обратиться к пленуму высшего специализированного суда по поводу необходимости предоставления судам разъяснений по вопросам применения законов.
— С недавних пор у ВСС есть возможность давать разъяснения судам низшего уровня в режиме видеоконференции. Какие еще способы предоставления методической помощи используются?
— Поскольку судьи достаточно часто обращаются к нам с просьбами разъяснить спорные законодательные нормы, методическая помощь должна быть качественной, оперативной и систематической. В частности, ВСС готовит и направляет судам информационные письма, в которых разъясняются отдельные аспекты правоприменения. В режиме видеоконференции проходят совещания с представителями апелляционных судов, что дает возможность оперативно выявлять сложные вопросы и давать на них ответы. План таких совещаний на І полугодие 2013 года уже утвержден, мы будем проводить их не реже двух раз в месяц.
В то же время для нас важно совершенствовать способы предоставления разъяснений, поэтому полезными являются предложения не только отечественных, но и международных экспертов. В ВСС регулярно проводятся встречи с иностранными специалистами, круглые столы, что способствует обмену опытом и внедрению новых идей. Ведь практика предоставления методической помощи судам в странах Европейского Союза отличается от нашей. Например, во Франции, если во время рассмотрения дела у судей возникают трудности, они могут обратиться в орган, уполномоченный давать разъяснения (Государственный совет), с просьбой растолковать конкретное положение. При этом на время подготовки правовых позиций рассмотрение дел соответствующей категории приостанавливается.
Конечно, это не означает, что нам следует копировать такие методы, но для самоусовершенствования необходимо изучать международную практику. Это позволяет увидеть как достижения, так и недостатки.
— А как часто решения ВСС пересматриваются Верховным Судом?
— ВС, являясь наивысшим органом в системе судов общей юрисдикции, помимо прочего, имеет полномочия пересматривать дела на основании неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом. Его выводы обязательны для всех субъектов властных полномочий и имеют преюдициальное значение. Именно предоставляя решениям ВС такой статус, законодатель предусмотрел один из механизмов обеспечения одинакового толкования и применения законодательных норм.
Отмечу, что на протяжении 2012 года ВСС принял 215 постановлений о допуске дел к производству в ВС. Последний в 98 случаях отменил решение суда кассационной инстанции на основании неодинакового применения одних и тех же норм материального права, ставшего причиной принятия разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях. Безусловно, следует помнить и о существовании других механизмов обеспечения единства практики применения правовых норм, в частности путем принятия соответствующих постановлений пленума ВСС, предоставления рекомендательных разъяснений и т.п., и использовать эти механизмы в полной мере, не допуская неправильного применения норм материального права и существенного нарушения процессуального права.
«Соседство создает непростые условия для работы и ВСС, и ВС»
— Сейчас в ВСС работают 89 судей. Штатная численность — 120. Справляются ли судьи с нагрузкой?
— Действительно, сегодня штат ВСС укомплектован на 74%. Основная причина — отсутствие надлежащих условий для размещения. Судьи и работники аппарата ВСС размещаются в тех же зданиях, что и работники ВС. Очевидно, что такое соседство создает непростые условия для работы обоих учреждений. Сегодня в кабинетах площадью менее 20 м2 работают 3—4 судей, при этом среднемесячная нагрузка на одного судью ВСС составляет свыше 100 дел и материалов. Я уже не говорю о работниках аппарата, которые вообще ютятся в небольших комнатах. Мы вынуждены начинать организовывать их работу в две смены.
Но даже в таких непростых условиях представители судейского корпуса и работники аппарата исполняют свои обязанности на должном уровне. Поэтому, как только решится вопрос размещения ВСС, штат, безусловно, должен быть доукомплектован.
— То есть это станет возможно только после переезда суда в новое помещение? Когда запланировано осуществить переезд?
— Сложно точно спрогнозировать дату. Сейчас только начинаются строительно-монтажные работы по реконструкции комплекса зданий военного городка, которые по распоряжению Кабинета Министров переданы ВСС в оперативное управление, поскольку еще не решены проблемы с дальнейшим размещением военных служб.
Нормативный срок реконструкции составляет 3 года и 3 месяца, то есть ориентировочно — до конца 2015 года. Соблюдение этих сроков или «досрочное» выполнение плана будет зависеть от бюджетных ассигнований. К сожалению, предложения ВСС относительно капитальных расходов для проведения реконструкции в законе «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» пока не учтены. Поэтому процесс строительства может затянуться на неопределенное время. Но мы надеемся на позитивное решение этого вопроса. Ведь, как я уже говорил, размещение ВСС в зданиях вместе с ВС делает невозможным полноценное функционирование обоих учреждений, усложняет доступ в них граждан, препятствует обеспечению прав и законных интересов людей.
— Расскажите детальнее о плане нового здания. Сколько там будет судебных залов, появится ли у каждого судьи отдельный кабинет?
— Во время утверждения плана реконструкции особое внимание уделялось обеспечению надлежащих условий для осуществления правосудия и доступа граждан к процессу. Новое здание разделено на две зоны — общественную и служебную, как того требуют Государственные строительные нормы.
В общественной зоне запланировано обустроить 16 залов судебных заседаний и оборудовать их необходимыми для ведения процесса средствами. Шесть залов предусматривается для рассмотрения уголовных дел. В одном из них будут рассматривать дела, содержащие сведения, которые составляют государственную тайну. Для слушания гражданских дел предусмотрено 8 залов. Кроме того, 2 зала заседаний рассчитаны на более чем 80 лиц. Это обеспечит открытость и даст возможность слушать дела, которые вызывают большой интерес в обществе. Также запланированы комнаты, где адвокаты и граждане смогут ознакомиться с делами.
В служебной зоне предусмотрено обустроить отдельные кабинеты для судей площадью не менее 14 м2. Рядом будут расположены кабинеты их помощников. Площадь этих помещений определена из расчета 6 м2 на человека.
Также в служебной зоне запланировано обустроить помещения соответствующего функционального назначения. В частности, зал пленума, рассчитанный на 200 мест и оснащенный необходимым оборудованием. Обязательно будут созданы надлежащие условия для работы представителей средств массовой информации во время освещения ими мероприятий. На этом же этаже появится зал для проведения международных встреч.
Следовательно, у ВСС будет современное, оборудованное с использованием новейших технологий помещение, где работники суда и граждане будут чувствовать себя комфортно.
— На протяжении последних лет нередко можно было услышать нарекания на недостаточное финансирование судебной системы. Изменилась ли ситуация в этом году?
— Очевидно, что такие нарекания не безосновательны. К сожалению, система органов судебной власти остается заложником недостаточного финансирования. Нехватка средств, необходимых для эффективного осуществления правосудия, приводит к серьезным трудностям в работе суда, иногда практически парализует его деятельность. Причем проблемы, связанные с недостаточным финансированием и нехваткой надлежащих помещений для судов, актуальны почти для всех регионов Украины.
Что касается ВСС, то мы подготовили обоснованные предложения к проекту закона «О Государственном бюджете Украины на 2013 год», определив потребность в средствах в сумме 215,8 млн грн. Однако, к сожалению, запрос учли не в полном объеме. В этом году на осуществление правосудия ВСС в госбюджете предусмотрено только 112,3 млн грн., что составляет 52% от потребности. При этом, как я отмечал, не учтены расходы на проведение реконструкции нового здания.
Однако убежден: принципиально важное условие обеспечения надлежащего финансирования, которое является одной из гарантий независимости судебной власти, — это консолидация наших усилий и активная позиция органов судейского самоуправления относительно закрепления на законодательном уровне принципов и основных критериев финансирования третьей ветви власти. Поэтому мы и в дальнейшем будем делать все возможное для решения проблемных вопросов функционирования судебной власти.
И. о. председателя ВССУ Станислав Мищенко: «О позитивном эффекте введения УПК можно говорить уже сегодня»
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!