Законопроект № 1008 — рекордсмен по количеству замечаний со стороны международного сообщества, — НААУ
Ключевые международные партнеры отметили, что «непродуманные шаги по изменению действующего законодательства, регулирующих деятельность судебной власти, адвокатуры, прокуратуры ставят под сомнение надежность Украины как партнера ключевых европейских институтов».
16 октября 2019 г. проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления» (№ 1008) был принят в целом, передает «ЗиБ».
Как отметили в НААУ, рассмотрение этого законопроекта в первом и втором чтениях сопровождался шквалом критики от международных партнеров, и отрицательными выводами ведущих институтов системы правосудия.
Недостатком процедуры подготовки законопроекта №1008 является то, что он разрабатывался и был принят без надлежащих консультаций с профессиональным адвокатским сообществом. Это противоречит международным стандартам, прежде всего, основным принципам ООН о роли юристов, предусматривающих привлечение профессиональной организации адвокатуры к разработке профильного законодательства. Об этом указано в официальной позиции Совета адвокатов Украины по законопроекту №1008.
Международная позиция по многим новеллам законопроекта сформирована и последовательного была донесена в течение всего процесса его рассмотрения и одобрения в Верховной Раде. Так, первая реакция появилась 11 сентября, когда было распространено официальнаое совместное заявление представительства Европейского Союза в Украине и посольства Канады по проекту закона №1008 об органах судебного самоуправления и законопроекту №1032 о реформе органов прокуратуры. В частности, ключевые международные партнеры отметили, что «непродуманные шаги по изменению действующего законодательства, регулирующих деятельность судебной власти, адвокатуры, прокуратуры ставят под сомнение надежность Украины как партнера ключевых европейских институтов».
Далее появились решения Комитета министров Совета Европы, которое было принято 23-25 сентября 2019 по результатам 1355-го заседания, при осуществлении надзора за исполнением решения ЕСПЧ по делу «Александр Волков против Украины», оценка законопроекта № 1008 экспертами Совета Европы (30 сентября 2019), и еще один очень серьезный сигнал — письмо Генерального Секретаря Совета Европы в МИД Украины относительно проекта Закона № 1008 от 1 октября 2019 года.
В официальном письме представителей дипломатического корпуса в Украине по законопроекту № 1008 от 15 октября 2019 даже есть приложение, в котором указаны основные претензии. И эти замечания являются консолидированной оценкой экспертов Евросоюза, USAID и Канады.
Три крупнейшие бизнесасоциации Украины Американская торговая палата в Украине (Палата), Европейская Бизнес Асоциациия (ЕБА) и Союз украинских предпринимателей (СУП) выразили обеспокоенность тем, что предложения, изложенные в этих инициативах, могут подорвать доверие иностранных инвесторов, необходимое для привлечения масштабных инвестиций и достижения целей экономического роста.
17 октября 2019 г. была обнародована очередной раз позиция Европейского Союза, в которой указано, что законопроект противоречит европейским стандартам и может подорвать независимость судебной системы.
По оценке члена ВККСУ Александра Дроздова, принятие этого закона состоялось с грубыми нарушениями требований Регламента Верховной Рады Украины, в частности, статьи 121, а потому он не может считаться принятым в соответствии с законом и подлежит отмене предусмотренным Регламентом образом.
Сейчас в Верховной Раде зарегистрировано 2 постановления об отмене решения Верховной Рады Украины от 16.10.2019 года о принятии в целом как закона Украины проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления». Эти постановления по крайней мере на некоторое время могут заблокировать подписание закона о перезапуске судебной реформы.
Аргументов для отмены законопроекта достаточно. Концептуально, он не соответствует праву Европейского Союза и рекомендациям Совета Европы, а также не учитывает основные принципы независимости судебных органов и государственного управления такие как демократия, верховенство права, уважение прав человека и основных свобод.
В ходе рассмотрения этого законопроекта как международные партнеры, так и национальные институты правосудия, органы адвокатского самоуправления предлагали абсолютно профессиональный компромисс — направление законопроекта в Венецианскую комиссию.
Генеральный секретарь Совета Европы в своем письме от 1 октября 2019 г. в МИД Украины относительно проекта Закона №1008 решительно повторила этот призыв и предложил помощь Совета Европы в этом контексте.
Сейчас законопроект №1008 направлен в Венецианскую комиссию по решению Мониторингового комитета ПАСЕ.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!