Судебная система Украины не способна эффективно расследовать и привлекать к ответственности за преступления, совершенные в условиях вооруженного конфликта.
Об этом говорится в отчете «Правосудие на востоке Украины в условиях вооруженной агрессии Российской Федерации», в обсуждении которого приняли участие члены Совета судей Украины, передает «ЗиБ».
Как сообщили в пресс-службе РСУ, исследования в течение 2016-2017 гг проводило МФ «Возрождение» совместно с рядом правозащитных центров и ОО «Вектор прав человека».
Как показало исследование, общие и специфические причины, обусловленные вооруженным конфликтом привели к значительному росту нагрузки на местные общие суды Донецкой и Луганской областей. Здесь наблюдаются серьезные проблемы на фоне давления на судей и суд при осуществлении правосудия. Наиболее распространенной формой воздействия на судью назвали влияние через угрозы родным, которые находятся на временно оккупированных территориях. После начала российской агрессии условия работы судей Донецкой и Луганской областей в основном ухудшились. Кроме того, законодательство Украины не содержит никаких инструкций, как действовать системе правосудия в условиях боевых действий. Судебная практика о возложении обязанности возместить вред в результате террористических актов на государство Украина из-за нечеткости законодательного регулирования непоследовательная (даже на уровне кассационной инстанции) пока складывается не в пользу истцов.
Практика украинских судов о возложении обязанности возместить вред в результате событий на востоке Украины на РФ складывается в пользу потерпевших лиц, поскольку органы РФ не оспаривают судебные решения. Но выполнение таких решений еще не стало реальностью.
Вследствие прекращения деятельности государственных органов и учреждений на оккупированных территориях осложнилось исполнения судебных решений по делам, где такие орган или учреждение были стороной. Также затруднено исполнение решения судов по должникам, проживающих или находящихся на оккупированных территориях.
Получение взыскателем исполнительного документа по делу, материалы которого остались на оккупированной территории, являются слишком сложной процедурой и требует восстановления утерянных материалов дела.
Неопределенным был и остается статус пленных. Процедуры обмена пленными во время вооруженного конфликта на востоке Украины остаются за пределами правового регулирования.
Необходимость уплаты судебного сбора была существенной проблемой для обращения в суд жертв вооруженного конфликта. Суды часто территориально удаленные для лиц-переселенцев, что затрудняет их физический доступ к суду.
Сообщение участников судебных процессов из числа внутренне перемещенных лиц часто затруднено невозможностью установить их фактическое место жительства.
Участники боевых действий во время проведения операции объединенных сил имеют слишком короткий срок обращения в суд в служебных спорах. Лица, участвующие в операции объединенных сил, ограничены в возможностях лично участвовать в судебном процессе. Участникам боевых действий, которые являются подсудимыми, часто не обеспечивают право участия в апелляционном рассмотрении дела.
Отдельной проблемой исследователи определили произвольное задержание лиц, содержание в местах несвободы, а также безальтернативность пресечения, когда речь идет о «тяжелых» статьях КК Украины, например, ст. 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины). Расследование случаев произвольных задержаний, удержаний в местах несвободы, а также исчезновений и привлечения виновных лиц к ответственности почти всегда эффективно.
Виновное лицо имеет возможность избежать правосудия путем скрывания на оккупированных территориях. Преступность на неподконтрольной территории фактически остается безнаказанной. Значительное количество дел рассматривается в заочном производстве, поскольку подсудимые находятся на неподконтрольной украинской власти территории.
Квалификация преступлений военнослужащих РФ, граждан Украины и иностранцев - участников так называемых ДНР, ЛНР, которые с оружием в руках принимают участие в военных действиях, зависит от четкого определения статуса вооруженного конфликта на востоке Украины и его участников, которого пока нет.
Что касается преступной (или террористической) природы организованных вооруженных группировок так называемых ДНР и ЛНР, то, безусловно, их деятельность нарушает законодательство Украины и должна быть оценена с точки зрения уголовного права. Однако суды в основном не признают общеизвестным фактом то, что так называемые ДНР и ЛНР являются террористическими организациями, а потому «терористичнисть» этих организации требует доказывания в каждом отдельном производстве. В результате отсутствует унифицированная практика квалификации одинаковых преступлений.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!