Государство должно не только воздерживаться от нарушений или непропорциональных ограничений прав и свобод человека, но и принимать надлежащие меры для обеспечения возможности их полной реализации каждым, кто находится под его юрисдикцией.
Такое заключение 24 апреля сделал Конституционный Суд в решении по делу по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и признал неконституционным положение части шестой статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины, передает «Закон и Бизнес».
Согласно упомянутой норме следователи органов Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляют досудебное расследование преступлений, совершенных на территории или в помещениях Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.
Конституционный Суд Украины считает, что позитивная обязанность государства по внедрению надлежащей системы защиты жизни, здоровья и достоинства человека предусматривает обеспечение эффективного расследования фактов лишения жизни и ненадлежащего обращения, в том числе и в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы под полным контролем государства.
В своем Решении Конституционный Суд Украины учел практику Европейского суда по правам человека. Как отметил КСУ, статья 2 Конвенции по правам человека предусматривает, что государство должно обеспечить осуществление независимого и беспристрастного расследования, которое соответствует определенным минимальным стандартам по его эффективности, а компетентные органы власти должны действовать с образцовой тщательностью и оперативностью, а также должны инициировать расследование, которое способно установить обстоятельства, при которых произошел инцидент, и любые недостатки функционирования регуляторной системы.
Расследование жестокого обращения со стороны уполномоченных государством лиц будет считаться эффективным при соблюдении такого общего принципа: лица, осуществляющие проверки расследования, должны быть независимыми иерархически и институционально от любого, кто причастен к событиям в деле, то есть следователи должны быть независимыми на практике.
Исходя из этого, Конституционный Суд Украины считает, что иерархическое подчинение следственных органов Службы высшим должностным лицам Министерства юстиции не способно обеспечить соблюдение конституционных требований о независимости официального расследования преступлений, совершенных против лиц, находящихся в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах. Такая иерархическая зависимость нивелирует процессуальные гарантии независимости следователя, то есть он будет определенным образом предвзятым при осуществлении досудебного расследования преступлений, совершенных против лиц, находящихся в учреждениях исполнения наказаний или следственных изоляторах.
Конституционный Суд Украины отмечает, что установленная частью шестой статьи 216 Кодекса подследственность преступлений, совершенных на территории или в помещениях Службы, во взаимосвязи с соответствующим нормативным регулированием по функционированию следственных органов Службы не способна обеспечить осуществление эффективного расследования нарушений конституционных прав человека на жизнь и уважение его достоинства, что делает невозможным выполнение государством его главной конституционной обязанности - утверждение и обеспечение прав и свобод человека.
Конституционный Суд Украины решил признать не соответствущей Конституции Украины (неконституционной) часть шестую статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины, согласно которой "следователи органов Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляют досудебное расследование преступлений, совершенных на территории или в помещениях Государственной уголовно-исполнительной службы Украины".
Часть шестая статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины, признанная неконституционной, теряет силу через три месяца со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.
Конституционный Суд Украины обязал Верховную Раду Украины привести нормативное регулирование, установленное частью шестой статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины, которая признана неконституционной, в соответствие с Конституцией Украины и настоящим Решением.
Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и не может быть обжаловано.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!