Несмотря на все трудности, судьи ВАС демонстрируют пример преданности своему делу
В течение двух дней в Киеве говорили об административной юстиции. Представители высших органов государственной власти, зарубежные судьи, ведущие отечественные научные работники, эксперты приняли участие в международной научно-практической конференции «Роль и влияние практики административного судопроизводства на развитие публичного права». Мероприятие было посвящено 10-й годовщине создания Высшего административного суда.
Миллионы дел за 7 лет
Открыл конференцию председатель ВАС Игорь Темкижев. По его словам, до становления админсудопроизводства Украина прошла долгий путь. «Он был не только долгим, но и очень тяжелым. Многолетняя борьба, которая велась между сторонниками и противниками создания админюстиции в нашем государстве, по своей сути была борьбой между сторонниками и противниками демократических преобразований в стране», — отметил И.Темкижев.
Он рассказал, что 1 октября 2002 г. произошло событие, которого долго ждало общество, — был создан ВАС. «Начало его деятельности дало толчок поэтапному созданию сети других админсудов. Это на сегодняшний день является самым большим достижением судебной реформы», — подчеркнул председатель ВАС.
Также он отметил, что было введено в действие немало важных законодательных положений, давших админсудам возможность осуществлять свою деятельность на высоком уровне и в соответствии с международными стандартами. «Вместе с тем удалось решить много проблем финансового характера, но главное — за эти годы системой были решены миллионы дел», — подчеркнул И.Темкижев.
Так, за все время процессуальной деятельности админсудов (2005—2012 гг.) рассмотрено почти 11 млн жалоб на госорганы и их должностных лиц. При этом админсуды удовлетворили более 85% общего количества таких жалоб. То есть по большей части суды признают обоснованность обращений к ним граждан и юридических лиц.
Поздравил «административников» с праздником и советник Президента — руководитель главного управления по вопросам судоустройства АП Андрей Портнов. В частности, он отметил, что судебная реформа-2010 существенно обновила Кодекс административного судопроизводства «в направлении оптимизации процедур и сроков, а также предоставления гражданам многих инструментов для защиты прав и законных интересов».
«Какими бы прогрессивными ни были нормы законов, для обычного гражданина и государства всегда важнее практика применения данных законов. Большое значение в том, как общество воспринимает реформу и государственную власть в целом, имеет деятельность суда. Особенно это касается админсудов», — подчеркнул А.Портнов.
По его словам, система админсудов, во главе которой — ВАС, в своей работе демонстрирует надлежащие стандарты правосудия. «Практика решения некоторых категорий социальных споров имеет значительный общественный резонанс, поскольку это касается многих слоев населения», — отметил советник Президента.
Он предложил ВАС активнее участвовать в законотворческой работе. «Прошлые годы подтвердили, что админсуды являются важной частью судебной власти. Именно на них возложена непростая задача — ежедневно рассматривать споры между гражданином и государством и принимать справедливые, законные решения», — резюмировал А.Портнов.
«Административный» экскурс
Первый председатель ВАС, а в настоящее время судья Конституционного Суда Александр Пасенюк рассказал, какими были историко-правовые предпосылки введения админсудопроизводства. Он начал свое выступление с воспоминаний: «На ІХ съезде судей один известный законодатель заявил, что админюстиция — выдумка Александра Пасенюка. Это высказывание не имеет ничего общего с действительностью, ведь основные институты админюстиции были созданы еще во времена античности, когда зарождалась государственность во многих странах мира. А вот идеи современной админюстиции получили в Украине свою научно-теоретическую основу в конце ХІХ — начале ХХ в.».
А.Пасенюк рассказал, что доктрина админюстиции изучалась и советскими учеными, однако прикладного значения не имела. «Политические сдвиги начала 90-х годов прошлого века открыли путь к практическому внедрению админюстиции. Идея современной админюстиции как института судебной защиты прав человека зародилась в среде судей на ІІ съезде судей», — отметил А.Пасенюк.
По его словам, от высказывания идеи создания админсудов в концепции судебно-правовой реформы 1992-го и до начала работы всей системы админсудов в 2009-м был пройден большой путь, «путь борьбы». Закон «О судоустройстве» от 7.02.2002 заложил правовые основы для создания отечественных админсудов. «Несмотря на все трудности, админсуды работают», — отметил первый председатель ВАС.
Вспомнила прошлое и первый заместитель министра юстиции Инна Емельянова. По ее мнению, главной причиной создания системы админсудов была необходимость усилить гарантии защиты прав, свобод и интересов лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов госвласти, их должностных лиц. Главное — новое судопроизводство должно было учитывать специфику публично-правовых отношений.
«Давайте вспомним, что было раньше. В Гражданском процессуальном кодексе была одна глава 31-А, которая содержала всего 10 статей и в своей идеологии вообще отрицала возможность спора между лицом и органом госвласти. Если лицо обжаловало те или иные действия или бездействие, то в соответствии с ГПК оно имело права заявителя, а не истца, а орган власти рассматривался как заинтересованное лицо и не считался ответчиком по делу. Априори считалось, что государство в лице органов власти или должностных лиц не может ошибаться в своей деятельности. Это не соответствовало принципам демократического и правового государства», — рассказала И.Емельянова.
Она считает, что КАС, в отличие от ГПК, построил систему защиты прав граждан от незаконных решений, действий или бездействия органов госвласти на других принципах.
Опыт соседей
О своих «административных» достижениях рассказали зарубежные гости. «Когда противники создания админ-юстиции в Украине говорили: «Посмотрите на соседнюю Россию, у них же нет админюстиции», мы отвечали: «Она там есть, просто в других формах», — отметил заместитель председателя ВАС Михаил Цуркан и предоставил слово заместителю председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации Татьяне Андреевой.
По ее словам, у России нет админсудов как таковых, но это не означает, что граждане не защищены от чиновников, от решений, действий или бездействия госорганов. В РФ уже давно ведутся разговоры о необходимости создания админсудов как специализированных в системе общих судов. Даже был разработан соответствующий законопроект, он прошел первое чтение в Государственной думе и уже больше 10 лет лежит в законодательном органе. «Создание таких судов, принятие Кодекса административного судопроизводства предусмотрено в программных документах президента России, да и на последних трех съездах судей возвращаются к этой теме», — отметила Т.Андреева.
По ее мнению, каждая страна выбирает свой путь организации защиты прав граждан. Т.Андреева объяснила, что конституция РФ предусматривает 4 формы судопроизводства (конституционное, гражданское, административное и уголовное) и всего 3 ответвления судебной власти: конституционное, общее (рассматривает гражданские, уголовные и административные дела) и арбитражное (экономические споры).
«Конституцией РФ четко определена компетенция КС: на их сферу никто не претендует. Никто не претендует и на уголовные дела общей юрисдикции. А вот все, что не является конституционными и уголовными делами, — это гражданские и административные. Арбитражные суды рассматривают все дела, которые мы называем «экономическими спорами», как экономические споры: дела, возникающие как в сфере гражданских правоотношений, так и в сфере административных и других публичных правоотношений», — отметила заместитель председателя ВАС РФ.
Она рассказала, что админдела делят между собой общие и арбитражные суды. В России сегодня есть проблемы с тем, суд какой юрисдикции должен рассматривать ту или иную категорию дел. Иногда бывает так, что общие суды отказываются рассматривать некоторые дела. В таком случае они поступают в арбитражный суд. «Ведь каждому нужно гарантировать право на защиту», — отметила Т.Андреева.
По ее словам, доступность правосудия — один из принципов админсудопроизводства — реализуется через открытость. Так, с 2010 г. любой человек может обратиться в арбитражный суд, используя электронные технологии.
«Открытость и прозрачность судебной системы является важным элементом для админюстиции. С 2006 г., еще до принятия закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (вступил в силу в 2010 г.), все решения арбитражных судов публиковались в информационных системах. С 2007 г. мы начали размещать все повестки дня заседаний президиума ВАС. С 2009-го публикуем все непроцессуальные обращения в арбитражные суды. Должна сказать, что к руководству суда часто обращаются представители законодательной, исполнительной власти: возьмите дело под свой контроль, обеспечьте ему приоритетные механизмы в рассмотрении. Конечно, это давит на суд и вызывает к нему недоверие. Мы стали размещать все такие обращения в Интернете. Проблема исчезла. Мы защитили судью, научили чиновников иначе относиться к суду», — рассказала Т.Андреева.
В свою очередь польские коллеги отметили: у них админюстиция существует уже 32 года, а создание админсудов было предусмотрено еще в конституции 1807 г.
Так, судья Воеводского админсуда г.Варшавы Грацина Насировская рассказала, что в Польше вся админсистема, как и Высший админсуд, полностью отделены от организационной системы Минюста. Председателя ВАС избирает президент Польши на 6 лет из числа кандидатов, представленных общим собранием судей ВАС.
В соответствии с конституцией Польши суды этой системы осуществляют контроль за деятельностью публичной администрации. Они контролируют также соответствие законам постановлений органов территориального самоуправления и нормативных актов местных органов правительственной администрации.
«В ВАС есть три палаты: финансовая, коммерческая и занимающаяся вопросами общего административного права. С 2007 г. все решения суда можно прочитать в Интернете», — отметила Г.Насировская.
Также она рассказала: после того, как в мае 2004 г. Польша стала членом Европейского Союза, у государства появилось много обязанностей. В частности, толкование национального права в соответствии с союзным правом, обязанность не использовать положения национального законодательства, противоречащие союзному праву. Поэтому сегодня в Польше думают над обновлением процессуального законодательства.
Как видим, каждое государство имеет свой путь развития админюстиции. Главное, что они признают — админсуды выполняют особую миссию, в них нуждаются и граждане, и государство.
Прямая речь
Андрей Портнов:
— Правовая система Украины постепенно и настойчиво двигается в направлении восприятия основных европейских ценностей в сфере правосудия и судоустройства. Считаем, что введенные судебной реформой меры положительно повлияли на функционирование админсудов всех уровней. Совет судей админсудов как орган судейского самоуправления принимает активное участие в организационном и кадровом обеспечении админсудов. Высшая квалификационная комиссия судей с помощью прозрачной и конкурсной системы обеспечивает отбор высококвалифицированных кандидатов для работы в системе админсудов. Автоматизированная система распределения дел позволила оптимально определять нагрузку на судей, особенно ввиду большого количества социальных споров.
Анатолий Головин:
— К юрисдикции админсудов отнесена особая категория дел — споры о правоотношениях, связанных с избирательным процессом и референдумом. Каждая из избирательных кампаний, проходивших в последнее время в Украине, требовали от судей админсудов полной самоотдачи и больших усилий. В частности, последние парламентские выборы в очередной раз подтвердили, как важно для общественного спокойствия, когда во время ожесточенной политической борьбы органы судебной власти действуют взвешенно, толерантно, только на основании, в пределах полномочий и способом, определенным Конституцией и законами, не обращая при этом внимания на давление со всех фронтов политического противостояния.
Ярослав Романюк:
— На протяжении 10 лет административное судопроизводство сделало весомый вклад в сложный процесс превращения Украины в настоящее правовое государство, в котором человек, его права и свободы признаются высшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства. Несмотря на все трудности, которые приходилось преодолевать на пути становления и утверждения админюстиции, судьи ВАС, руководствуясь принципами верховенства права, законности, независимости, гласности, обоснованности принятых решений, продемонстрировали яркий пример высокого профессионализма и преданности своему делу.
Руслан Кирилюк:
— По-видимому, так исторически сложилось, что украинцы имеют патерналистскую психологию. То есть они возлагают большие надежды на государство, нуждаются в его поддержке и одобрении. В то же время государства они больше всего и остерегаются. Это очень похоже на отношения ребенка и родителей. Разрешать конфликты между родителями и детьми — очень сложное и неблагодарное дело. И эта функция — защита человека от произвола государства и чиновников — досталась представителям админюстиции. У них сложная задача и ответственная миссия — дарить людям уверенность в завтрашнем дне. Каждое справедливое решение по админделу укрепляет эту уверенность.
И.Темкижев: «За все годы деятельности админсуды рассмотрели миллионы дел».
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!