«Just don’t do it», или Что не поделили Nike и Навальный
Одним из символов протестов, которые прошли в минувшие выходные в России, стали цветастые «кроссовочки Димона». Накануне акции в соцсети была размещена фотография человека, держащего в руках кроссовки с логотипом Nike и подписью «Just do it». Попробуем разобраться, что было бы, если спортивный гигант подал в суд на организатора акции Алексея Навального и его команду за использование торговой марки?
К чему это мы?
Напомним, что поводом для протестов послужило расследование Фонда борьбы с коррупцией, посвящённое премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Накануне акции 26 марта на Тверской улице в Москве, активисты «команды Навального», разместили в соцсети фотографию человека (Навального. — Прим. автора), держащего в руках кроссовки с логотипом Nike и подписью «Just do it». Таким образом, очевидно, предполагалось мотивировать пользователей присоединиться к акции.
Как пишет портал «Медиазона», представители компании «Найк Инноувейт С.В.» возмутились и потребовали у активистов незамедлительного удаления из соцсетей поста с рекламным слоганом «Just do it», а также наложили запрет на его использование «при рекламировании и проведении каких-либо акций без письменного согласия «Найк Инноувейт С.В.».
И хотя со страницы шутливое изображение довольно оперативно удалили, оно все же успело разойтись по просторам Интернета (например, его все ещё можно посмотреть тут).
Учитывая такую неожиданно покорную реакцию оппозиционеров на жалобу, вряд ли стоит ожидать судебного разбирательства, но попробуем немножко пофантазировать на тему: «что было, если бы спортивный гигант подал в суд на А.Навального и его команду за использование торговой марки?».
Полный текст претензии, подготовленной юристами «Пепеляев Групп», к сожалению, найти не удалось. Пришлось довольствоваться опубликованными в СМИ отрывками и верить в их подлинность.
Так, в претензии отмечено, что Nike зарегистрировала товарный знак «Just do it» «как в России, так и в других государствах», а «в соответствии со статьями 1229, 1484 ГК РФ использование товарного знака без согласия правообладателя не допускается».
Так и есть, все верно, но нужно учитывать, что обозначение рассматривается как торговая марка только во взаимосвязи с товарами и/или услугами, для различения которых она используется. Таким образом, объем правовой охраны торговой марки определяется приведенным в свидетельстве изображением знака и перечнем товаров и/или услуг, для которых оно регистрировалось. По другим же группам товаров и/или услуг такое обозначение может быть использовано третьими лицами.
Это логично, учитывая, что в противном случае границы правовой неопределенности размылись бы сильней, чем стена на востоке нашей страны, а употребление ряда слов и фраз, находящихся под правовой защитой, значительно усложнилась бы. Такая себе «словесная приватизация». Например, если толковать норму закона иначе, а именно слишком широко, то получилась бы ситуация, при которой сигареты «Bond» (и масса других обозначений) утратили бы право на существование после «рождения» агента 007 в качестве знака для товаров и услуг.
Информация Роспатента говорит о том, что обозначение «Just do it» (свидетельство № 525473 от 24.10.14 года) зарегистрировано для определенной группы товаров, относящейся к 09 классу Международной классификации товаров и услуг (далее – МКТП). Следовательно, исключительные права Nike распространяются на использование торговой марки только в отношении указанных в свидетельстве товаров (полный их перечень доступен по ссылке выше). Кроме того, согласно части 3 статьи 1484 ГК РФ:
«Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».
Как мы помним, картинка использовалась в качестве интернет-мема. И тут возникает вопрос, к какому классу МКТП можно отнести деятельность «ФБК»? Максимум, который удалось придумать это:
35 класс: «определения общественного мнения», «оценка предпринимательской деятельности», «рекламирование», «расследование в сфере предпринимательской деятельности»;
41 класс: «организация и проведение съездов», «создание и организация зрелищ»;
45 класс: «расследование личного прошлого», «услуги по подготовке юридических документов», «правовые исследования».
Согласитесь, очень сложно даже представить себе ситуацию, в которой бы деятельность А.Навального/«ФБК» пересекалась с деятельностью компании Nike да ещё в рамках 09 класса МКТП.
Иными словами, использование знака «Just do it» вышеуказанным способом не вводит (и не способно ввести) общественность в заблуждение, поскольку в результате такого использования не происходит смешивания деятельности А.Навального и его фонда с деятельностью компании Nike. А использование знака, не порождает в сознании общественности ложных ассоциаций относительно производителя товара.
Так что же не нравится Nike?
В претензии отмечено, что Nike «не вовлечена в политическую деятельность и целью своей деятельности видит продвижение активного образа жизни».
Помимо этого юристы компании подчеркнули, что «26 марта 2017 года [день проведения митинга, прим.автора] в центре Москвы будет проходить спортивное мероприятие Nike. Таким образом, несанкционированное использование символики «Найк Инноувейт С.В.» может повлечь различные негативные последствия для участников всех акций, в том числе не извещенных о проведении их в один день в одном месте».
Как сообщает «Медиазона» информацию о проведении каких-либо спортивных мероприятий Nike в районе Тверской улицы/Пушкинской площади 26 марта обнаружить не удалось. В связи с этим портал обратился к Nike с вопросом, какое именно «спортивное мероприятие» бренда было запланировано «в один день в одном месте» с акцией 26 марта, и «действительно ли в компании считают недопустимым использование ее логотипа для борьбы с коррупцией». Издание получило исчерпывающий ответ (посмотреть можно тут) согласно которому слоган «Just do it» защищается Nike во всем мире и точка.
Из этого можем сделать вывод, что главной причиной подачи претензии является, скорее всего, не желание защитить имущественные права интеллектуальной собственности фирмы Nike, а попытка компании избежать скандала любым возможным способом. Ведь даже эфемерная связь с оппозиционерами в условиях современной России может негативно сказаться на деятельности фирмы. Очевидно, что Nike предпочитают вообще не впутываться в эту историю и остаться в стороне. Но как часто бывает, претензия лишь дала ещё один инфоповод для СМИ, а шуточные картинки так и продолжают гулять просторами сети.
Комментарии
И что это за сопливчик у мужика на шее? Никакого креатива )) Тупо содрали идею у Барри Левинстона из его Wag the Dog.