Депутаты предлагают ввести для КСУ принципиально новую процессуальную позицию – amici curiae (лат. друзья суда). Их задача представить Суду письменную позицию, в которой осветить аспекты дела, на которые стороны не обратили внимание или которые не были сообщены сторонами.
Об этом говорится в проекте Закона «О Конституционном Суде Украины» № 5336, который зарегистрирован в Верховной Раде Украины, передает издание «Закон и Бизнес».
Согласно законопроекту, назначение судей Конституционного Суда предлагается осуществлять на конкурсной основе.
Также предполагается, что в КСУ могут вноситься три вида процессуальных обращений: конституционные представление, обращение и конституционные жалобы.
Среди новаций, в частности, то, что на стадии подготовительного производства вводится принципиально новая процессуальная позиция - amici curiae (лат. «друзья суда»). Задача «друзей суда» — представить суду письменную позицию, где осветить аспекты дела, на которые стороны не обратили внимание, а также привлечь внимание суда к возможного влияния судебного решения на правоотношения, которые не являются предметом рассмотрения в данном производстве.
Так, например, в деле о неконституционности определенной нормы закона «друг суда» может обратить внимание судей на то, что данная норма может быть как конституционной, так и не конституционной – в зависимости от конкретного аспекта ее применения. Такая позиция может убедить суд признать норму неконституционной лишь в отношении определенного аспекта ее применения. Позиция «друга суда» присоединяется к материалам дела, но суд не обязан на нее реагировать никоим образом, хотя и вправе вызвать такое лицо в судебное заседание для дачи объяснений.
В настоящее время Конституционный Суд Украины уже применяет такую практику – приглашая научные учреждения и органы государственной власти подавать свои выводы относительно конституционных представлений. Но в силу судебной реформы предусматривается, что представителями могут быть только адвокаты, а в некоторых случаях – прокуроры.
Как пишет «ЮРЛИГА», с целью обеспечения надлежащей скорости рассмотрения дел и сочетание практики и правового регулирования — в соответствии с проектом, дело рассматривается двумя составами суда. Представления и обращения подлежат рассмотрению исключительно на пленарном заседании суда, а жалобы рассматриваются на заседании коллегии в составе пяти судей (коллегии действуют от имени суда и выносят общеобязательные решения, которые, однако, могут быть пересмотрены на пленарном заседании суда). Предполагается, что решения будут приниматься большинством от состава суда, который участвовал в решении дела. Это создаст предпосылки к принятию окончательного решения быстрее.
Кроме того, законопроект четко определяет содержание судебного решения. Так, в случае решения вопроса о конституционности, суд признает акт неконституционным в целом только в случае нарушения конституционной процедуры его рассмотрения, принятия или обнародования, а также в ситуации, когда весь акт системно является неконституционным. Основаниями для признания нормы неконституционной является не только ее прямое несоответствие нормам Конституции, но и превышения полномочий органом, который издал акт, сужение актом существующих прав и свобод человека и гражданина. В случае признания неконституционной нормы, которая вносит изменение в другую норму предыдущей редакции, норма восстанавливается.
Отдельно устанавливается процессуальный срок для обжалования актов по процедурным основаниям — один год со дня их опубликования. Этим обеспечивается стабильность правовой системы. Вместе с тем, материальная неконституционность является основанием для обжалования акта в любой момент.
Устанавливается, что Конституционный Суд обязан дать толкование норм Конституции Украины, и не может ссылаться на «нечеткость нормы» или «недостаточность правового регулирования». Этим КСУ ставится в равные условия с судами общей юрисдикции, которые обязаны вынести решение с применением аналогии закона и аналогии права в ситуациях, когда правовое регулирование спорного вопроса недостаточно. Отдельным вопросом является дисциплинарная ответственность судей. Поскольку Конституция Украины предусматривает, что увольнение судей КСУ осуществляется самим Судом, дисциплинарная ответственность судей также может осуществляться через Конституционный Суд. В структуре КСУ предлагается создать дисциплинарную комиссию, которая будет осуществлять рассмотрение жалоб на судей и сообщений о нарушении судьями требований закона.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!