Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению заявление Игоря Проценко против Украины относительно неправомерности увольнения его с должности по Закону об очищении власти. В случае победы заявителя люстрацию придется отменять.
Соответствующее обращение И.Проценко, который на момент увольнения занимал должность заместителя прокурора Киевской области, было принято секретариатом ЕСПЧ и будет рассмотрено судом. Письмо-ответ ЕСПЧ обнародовал на своей странице экс-первый заместитель главы Администрации Президента Андрей Портнов.
«В победе заявителя убежден, - написал А.Портнов. - Решение ЕСПЧ станет юридическим фундаментом для отмены люстрации, массовых судебных решений внутри страны о восстановлении служащих, выплате им компенсаций и будущего привлечения причастных к внедрению люстрации лиц к уголовной ответственности».
По имеющейся информации, в ЕСПЧ находится около 10 подобных заявлений, ожидающих рассмотрения.
По мнению экспертов, процесс люстрации, как комплекс мер, направленных на ограничение доступа к публичной службе и пребыванию на ней, должен соответствовать равным возможностям доступа к государственной службе, закрепленным в ст.38 Конституции, и нормам международного права.
Анализ норм Закона об очищении власти свидетельствует, что увольнение лиц, к которым применяется запрет занимать определенные должности в органах государственной власти, связывается с одним только фактом занятия ими совокупно более года разного рода должностей в период с 25.02.2010 до 22.02.2014. Это недопустимо, учитывая положения ст.25 Международного пакта о политических и гражданских правах 1996 года, которым определено, что каждый гражданин без какой-либо дискриминации должен иметь доступ к государственной службе на общих условиях.
Венецианская комиссия в заключении от 16.12.2014 отмечала, что, по закону «Об очищении власти», лица, которые подпадают под люстрацию, не имеют возможности доказать, что они не участвовали в нарушениях и не принимали или не поддерживали антидемократических мер, что вступает в конфликт с принципом индивидуальности ответственности.
Аналогичная позиция изложена и в заключении ВК от 19.06.2015. В нем отмечается, что ст.21 Всеобщей декларации прав человека определяет: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей» (ч.1) и «Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране» (ч.2). Хотя декларация не является юридически обязывающей, большинство ее положений считаются отражающими нормы международного обычного права.
В свою очередь ст.25 (с) Международного пакта ООН о гражданских и политических правах предоставляет каждому гражданину право и возможность без какой-либо дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного статуса и без необоснованных ограничений для допуска к государственной службе на общих условиях равенства в своей стране.
Таким образом, есть основания полагать, что предписаниями закона «Об очищении власти» создаются предпосылки для нарушения равенства возможностей в реализации права на доступ к государственной службе. Ведь в его положениях прослеживается дискриминационный подход к основаниям и порядка освобождения от должностей лиц, подлежащих люстрации, ограничения в правах по признаку вступления в должность в определенный промежуток времени.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!