Внедрение стандартов Старого Света улучшит качество правосудия и сделает служение Фемиде популярной профессией
Уже два года Высшая квалификационная комиссия судей работает по правилам, установленным законом «О судоустройстве и статусе судей». Поэтому она решила подвести итоги своей деятельности — провела вторую ежегодную международную конференцию: «ВККС: европейский курс Украины — реформа в действии». На этом мероприятии «квалификационники» не только отчитывались о сделанном, но и вместе с приглашенными искали пути внедрения европейских стандартов в украинское судопроизводство.
Первоочередная задача
Государство не может существовать без судебной власти, а последняя не сможет работать без законников-профессионалов. Сегодня ВККС прилагает максимум усилий, чтобы отобрать таких судей. А к тем, кто допускает ошибки в работе, применяет действенный профилактический механизм — привлекает к дисциплинарной ответственности. За 2 года комиссия доказала, что качество правосудия можно повысить. В то же время ВККС обнаружила немало препятствий на пути дальнейшего совершенствования судопроизводства.
Так, по словам председателя квалифкомиссии Игоря Самсина, до принятия закона «О судоустройстве и статусе судей» процедура отбора судей и их привлечения к дисциплинарной ответственности имела серьезные недостатки. «Кандидаты в судьи были зависимы от представителей трех ветвей власти. Существовало большое количество региональных квалифкомиссий, каждая из которых имела собственные подходы к решению вопросов, входящих в ее компетенцию. ВККС работала на общественных началах. Именно поэтому основная претензия к работе квалифкомиссий касалась отсутствия единых стандартов и непрозрачности процедуры принятия решений. Деятельность этих органов была закрытой, мало освещалась в СМИ», — отметил руководитель постоянно действующего органа.
Новый закон изменил статус ВККС. Условием обеспечения независимости комиссии, гарантией защиты от влияния на ее деятельность является положение о том, что в состав комиссии не могут входить нардепы, члены Кабмина, председатели судов, их заместители и т.д.
«Одна из главных задач ВККС — повысить авторитет судебной власти и престиж профессии. Имидж правосудия зависит от репутации каждого судьи. Поэтому формирование высокопрофессионального судейского корпуса — наша первоочередная задача», — рассказал И.Самсин.
По его словам, сегодня, когда общество ожидает от инициаторов судебной реформы конкретных результатов, а не деклараций об обеспечении конституционных прав и свобод граждан, ВККС предпринимает реальные шаги в этом направлении. Среди важнейших задач судебно-правовой реформы — улучшение качества осуществления правосудия, связанное с повышением требований к квалификации обладателей мантий, и формирование качественно нового кадрового состава.
«Некоторым судьям не хватает знаний, опыта, толерантности и жизненной мудрости — тех качеств, которые позволят быть беспристрастными и справедливыми при принятии решений. Не каждый судья имеет организаторские способности и чувство ответственности. Образованные, порядочные и профессиональные судьи являются лучшей гарантией независимости суда. Поэтому отбор кадров способен обеспечить самые высокие стандарты профессионализма и нравственности судей», — подчеркнул И.Самсин.
Он напомнил, что комиссия завершает проведение уже второго отбора кандидатов в законники. ВККС обеспечила равенство условий для всех претендентов, а также максимальную прозрачность процедуры, освещение в СМИ всех своих действий. «В то же время комиссия обеспечила конфиденциальность некоторых компонентов отбора: содержание тестов и практических заданий до дня проведения экзаменов не знал никто», — отметил председатель постоянно действующего органа.
Конфиденциальная «дисциплинарка»
Новая процедура отбора кадров для Фемиды порадовала международное сообщество. А вот полномочия комиссии относительно привлечения обладателей мантий к дисциплинарной ответственности вызвали беспокойство у некоторых экспертов. «Были опасения относительно чрезмерной концентрации полномочий в руках ВККС: сочетание полномочий по отбору судей и осуществлению дисциплинарного производства. Но такая централизация полномочий имеет свои преимущества», — рассказал И.Самсин.
По его мнению, привлечение к дисциплинарной ответственности — это действенный профилактический механизм, который существенно уменьшает количество нарушений, одно из средств достижения баланса между социальным контролем за судом и независимостью судей.
Квалифкомиссия выявила некоторые недостатки в процедуре привлечения законников к дисциплинарной ответственности, их нужно будет устранить. «Необходимо разграничить полномочия ВККС и органов, причастных к проверке решений комиссии, — Высшего совета юстиции и Высшего административного суда, установить четкие критерии проверки этими органами решений», — сообщил председатель ВККС.
Сегодня предлагается многое изменить в процедуре привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Так, есть предложение увеличить срок, в течение которого законника можно привлечь к ответственности. Также обсуждается возможность закрепления на законодательном уровне порядка рассмотрения жалоб, если судьей совершен незначительный проступок, который не привел к негативным последствиям. Дискутируют и на тему целесообразности создания единого дисциплинарного органа и введения психологического тестирования претендентов на мантии, которое бы позволило предотвратить назначение потенциально «проблемных» судей.
«Нужно разграничить вопросы дисциплинарного проступка и нарушения присяги, закрепить и расширить виды дисциплинарных взысканий. Требуется правовая определенность в том, что касается статуса и полномочий дисциплинарных инспекторов», — отметил И.Самсин.
По его мнению, в ст.83 закона «О судоустройстве и статусе судей» стоит предусмотреть основания ответственности законников, занимающих административные должности (в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязанностей). «Мы считаем, что следует ввести принцип конфиденциальности в дисциплинарном производстве, ведь судья — особый субъект, наделенный функциями осуществлять правосудие. Публичность и открытость рассмотрения его проступков должна быть «усеченной» для обеспечения принципа гарантирования независимости», — поделился идеями председатель комиссии.
А в то время в Европе...
«Прокладывать» путь к евростандартам украинским судьям помогали и гости из-за границы. В частности, они рассказывали, как в их странах отбирают судей и каким требованиям те должны отвечать. Так, председатель Высшего суда федеральной земли Нижняя Саксония Герхард Кирхер рассказал, что в Германии юрист, окончивший высшее учебное заведение, сдает соответствующий государственный экзамен и его называют «неполным юристом». «Полным» он становится тогда, когда закончит референдариат (практика, работа в суде, адвокатуре, прокуратуре) и сдаст второй государственный экзамен. После этого юрист подает в Минюст или высший суд земли заявление о том, что хочет занять должность судьи (оценка за сдачу экзамена у такого кандидата должна быть выше средней).
Затем с претендентом проводят собеседование. Комиссия (в ее состав входит 3 человека: представитель Генеральной прокуратуры, Минюста и высшего суда земли) не проверяет «юридическую квалификацию» претендента, ведь свои знания он показал на госэкзамене. «Кандидат рассказывает комиссии о себе: о детстве, о том, почему начал изучать юриспруденцию и решил стать судьей. Претенденты рассказывают о своих слабостях, частных и служебных конфликтах, о том, что может вывести их из равновесия, какую нагрузку они могут выдержать и т.п. Мы спрашиваем и о положительных качествах кандидатов», — отметил Г.Кирхер.
По его словам, после «биографической части» юристу предлагается сыграть роль судьи. На этом этапе проверяется готовность кандидата выдержать нагрузку, способность найти компромисс и в случае необходимости успокоить стороны в деле. К тому же комиссия выясняет, сможет ли кандидат сотрудничать с коллегами, понимает ли сущность справедливости и социальных проблем.
Обычно собеседование продолжается 2 часа. После его окончания комиссия сразу же делает вывод, может ли этот юрист работать судьей. «Если претендент не подходит, ему в устной форме объясняют причины такого решения. Он может обжаловать его. Но кандидаты редко обращаются в суд с обжалованием решения комиссии: во-первых, комиссии доверяют, процедура является прозрачной и открытой, а во-вторых, в суде трудно доказать, что комиссия была не права. Ведь она принимает решение на свое усмотрение», — отметил гость из Германии.
Но и на этом этапе «приключения» юриста не заканчиваются: его принимают на работу с 3-летним испытательным сроком. На протяжении года судью можно освободить от должности (если он не справляется с обязанностями) без какого-либо обоснования такого решения. Если же законник проработал больше года, то «уволить его можно только с обоснованием».
«Мы хотим отбирать в судьи лучших юристов, которые понимают проблемы и боль людей. Необходимо, чтобы граждане имели высокое доверие к суду», — отметил Г.Кирхер. Кстати, и с повышением судей в Германии не все так просто. На каждого законника пишется характеристика, в которой говорится о его успехах на занимаемой должности, отмечается, что он «лучше других». «Высокие оценки — большие шансы на повышение», — резюмировал Г.Кирхер.
В Литве — другая процедура отбора судей. Будущие обладатели мантий сдают письменный экзамен: за час они должны ответить на 40 тестовых вопросов. В случае успешного прохождения этого этапа кандидаты выполняют 2 практических задания, которые проверяет комиссия в составе 4 судей и 3 ученых-юристов. Каждый ее член ставит свою оценку, а затем выводится среднее арифметическое. Результат сообщают кандидату в тот же день.
«К сдаче экзамена допускают не больше 20 лиц. До второго тура доходит 8—12 претендентов и только 5—8 человек успешно сдают экзамен. Отказ комиссии кандидаты могут обжаловать в Совет судей Литвы», — рассказал декан юридического факультета Вильнюсского университета Томас Давулис.
По его словам, на экзамене нужно выяснять не только компетенцию кандидата, но и его культуру аргументации, психологические качества. Также юрист должен быть открытым и коммуникабельным.
***
Возможно, когда-то и в нашей стране качество юридического образования будет таким, что ВККС придется проверять не уровень общих теоретических знаний в области права кандидатов в судьи, а только готовность юристов служить Фемиде. Возможно, и процедура привлечения к дисциплинарной ответственности кардинально изменится, а законники будут получать меньше выговоров. Но важнее всего, чтобы все эти изменения приближали отечественное правосудие к евростандартам, а не отдаляли от них.
Прямая речь
Николай Точицкий:
— Качественное осуществление правосудия является одной из главных потребностей общества, для этого необходимо, чтобы в судебной системе работали профессионалы, которые не только обладают знаниями в социально-правовой сфере, но и удовлетворяют самым высоким этическим нормам. Экс-руководитель Европейского суда по правам человека Жан-Поль Коста говорил, что уважение к судебной системе появляется при условии наличия у ее работников высокой профессиональной подготовки. ВККС не только отвечает за компетентность судейского корпуса, но и выступает гарантом эффективности осуществления правосудия. Одна из задач на перспективу — подготовка судей, которые бы специализировались на прецедентном праве Евросуда. Такая специализация позволила бы украинским судьям более обстоятельно подойти к устранению причин, которые приводят к нарушению Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Также нужно создать отдельный орган в составе представителей всех ветвей власти, задачей которого было бы лоббирование имплементации решений Евросуда.
Виктор Кривенко:
— Доверие к суду — это в первую очередь доверие к самому судье. Оно появляется с момента принятия судьи на работу. Сегодня судей отбирают прозрачно, открыто, на конкурсной основе. Квалификация судьи — это основной элемент доверия к суду. Свою преданность судебной системе служители Фемиды должны доказывать, принимая правильные, взвешенные и справедливые решения.
Суд — зависимая институция: законы не принимает, а выполняет их. Зависима она и от финансов. И проблема в том, что до сих пор не решен вопрос, как судьям защищаться от влияния. Механизмов защиты нет. Сегодня на суды влияют не с помощью денег или демонстраций, а с помощью СМИ. Если судья чист, как альпийский снег, его могут уничтожить. Поэтому механизмы защиты от влияния на судей должны быть. Их наличие поможет повысить доверие к Фемиде.
Иван Марочкин:
— Хотел бы детальнее остановиться на вопросе профессиональной подготовки кандидатов на должности судей, которые прошли первое испытание — анонимное тестирование — и которых направили на специальную подготовку в НШС. По моему мнению, на законодательном уровне установлен недостаточный срок обучения — всего-навсего 6 месяцев. Например, во французской школе магистрата обучение продолжается почти 3 года, и акцент делается на практике и специализации. То есть только треть времени отводится для занятий в аудитории, остальное — для практики. Думаю, что и подготовка в НШС не должна быть студенческим занятием. Знания, которые уже получил юрист, не должны дублироваться.
По мнению И.Самсина, профессия судьи скоро станет самой престижной.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!