Достоверность и полнота отчетности по негосударственному пенсионному обеспечению подтверждаются аудиторской фирмой или аудитором, которые включены в реестр аудиторских фирм и аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений, который ведется Нацкомфинуслуг.
На это в своем разъяснении для аудиторов, осуществляющих проверку годовой отчетности по негосударственному пенсионному обеспечению 2015 года обращает внимание Нацкомфинуслуг, передает издание «Закон и Бизнес».
Такая норма предусмотрена пунктом 4.1 раздела IV Положения о порядке составления, формирования и представления администратором негосударственного пенсионного фонда отчетности по негосударственному пенсионному обеспечению, утвержденного распоряжением Госфинуслуг от 27.10.2011 № 674.
Порядок ведения реестра аудиторских фирм и аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений, утвержденный распоряжением Нацкомфинуслуг от 26 февраля 2013 года № 640.
Какие же особенности формы и содержания аудиторских заключений (отчетов независимых аудиторов), предоставляемых по результатам аудита годовой отчетности по негосударственному пенсионному обеспечению:
1. Годовая отчетность по негосударственному пенсионному обеспечению (отчетность о деятельности негосударственного пенсионного фонда и отчетность об осуществлении деятельности по администрированию негосударственных пенсионных фондов) включает годовую финансовую отчетность и годовые отчетные данные.
Годовая финансовая отчетность и годовые отчетные данные имеют разные концептуальные основы, а именно Международные стандарты финансовой отчетности и требования Положения № 674 соответственно. Учитывая указанное, аудитор должен предоставить два отдельных аудиторских заключения (отчеты независимого аудитора) по годовой финансовой отчетности и по годовых отчетных данных.
2. В соответствии со статьями 21 и 52 Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» составлять и подавать отчетность по негосударственному пенсионному обеспечению обязан администратор пенсионного фонда. Соответственно, в пунктах аудиторских заключений (отчетов независимого аудитора), в которых указывается ответственность управленческого персонала, необходимо указывать, что управленческий персонал Администратора (указывается его наименование) пенсионного фонда является ответственным за составление и представление годовой финансовой отчетности и годовых отчетных данных негосударственного пенсионного фонда.
3. В соответствии с пунктами 2.8 и 5.1 Положения № 674 Администратор обязан подавать отчетность совету пенсионного фонда, с которым заключен договор об администрировании, а совет пенсионного фонда, в свою очередь, рассматривает такую отчетность на своем заседании, что оформляется протоколом заседания совета фонда. Указанные действия (по представлению отчетности совету пенсионного фонда и о рассмотрении такой отчетности на заседании совета пенсионного фонда) являются ключевыми при определении даты утверждения отчетности к выпуску. Указанная дата является важной в контексте требований Международного стандарта бухгалтерского учета 10 «События после отчетного периода» (МСБУ 10) в соответствии с пунктом 17 которого в финансовой отчетности должна быть раскрыта информация о дате утверждения финансовой отчетности к выпуску и о том, кто дал разрешение на такое утверждение. Параграфы 19 - 22 МСФО 10 определяют события и приводят примеры событий, которые требуют обновления раскрытия информации на конец отчетного периода или дополнительного раскрытия событий, не требующих корректировки после отчетного периода. В соответствии с пунктом 19 Международного стандарта аудита 705 «Модификации мысли в отчете независимого аудитора» в случае существования существенного искажения финансовой отчетности, что касается нераскрытия информации, которая должна быть раскрыта, аудитор описывает в параграфе, в котором говорится об основании для модификации, характер пропущенной информации и включает пропущенные раскрытия (если возможно и если при этом аудитор получил достаточные и приемлемые аудиторские доказательства пропущенной информации).
Дополнительно Нацкомфинуслуг напоминает, что:
- в соответствии с абзацем вторым пункта 3.3 Положения № 674 в случае выявления по результатам аудита ошибок, содержащихся в ранее поданной администрацией в Нацкомфинуслуг годовой отчетности по негосударственному пенсионному обеспечению, он имеет право подать исправленную отчетность в форме корректирующего отчета вместе с отчетом независимого аудитора (аудиторским выводом)
- в соответствии с пунктом 16 Международного стандарта бухгалтерского учета 1 «Представление финансовой отчетности» финансовая отчетность не должна характеризоваться как отвечающая МСФО, если она не соответствует всем требованиям МСФО;
- с целью обеспечения единого подхода к составлению финансовой отчетности, иллюстрации требований относительно представления такой отчетности и раскрытия информации по МСФО, в рамках Программы международной технической помощи «Развитие финансового сектора» (USAID / FINREP-II) разработаны и размещены на сайте Нацкомфинуслуг в разделе «Обзор рынков» ( «Рынок накопительного пенсионного обеспечения») Рекомендации (инструктивные материалы) по применению МСФО для целей ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности негосударственными пенсионными фондами и Модель годовой финансовой отчетности негосударственного пенсионного фонда за 2014 год.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!