«Судить должен честный, порядочный человек, а не бездушный, хамоватый, хотя и высококвалифицированный юрист»
Уже через неделю ВККС планирует начать вызывать претендентов на мантии на заседания. И только в ходе встречи с ними постоянно действующий орган выставит оценки кандидатам за выполненные 19 и 20 сентября практические задания, а также выявит их личные и моральные качества. В эксклюзивном интервью нашему еженедельнику руководитель ВККС, судья Верховного Суда Игорь САМСИН рассказал, как проверяют работы желающих стать судьей и зачем им лично приезжать на заседание. Также председатель комиссии рассказал, будут ли «прощать» кандидатам допущенные ошибки.
«Результат квалификационного экзамена определят на заседании ВККС»
— Игорь Леонович, 11 сентября кандидаты на должности судей прошли анонимное тестирование, а 19 и 20 сентября выполнили практические задания. Все эти материалы находятся в ВККС. Чем в настоящее время занимается комиссия?
— Действительно, 11 сентября начался такой этап отбора кандидатов на должности судей, как квалификационный экзамен. Составными частями экзамена являются анонимное письменное тестирование, а также выполнение, проверка и оценивание практического задания.
Окончательно результат экзамена будет сформирован в выводе комиссии, где будет указано количество баллов, набранных кандидатом за тестирование и практическое задание, учтены личные и моральные качества каждого. В настоящее время проводится проверка выполненных кандидатами практических работ. Отмечаю: не оценивание, а проверка! Это заключается в следующем: комиссия проверяет деперсонализированные работы и определяет критерии их соответствия, то есть устанавливает согласно требованиям конкретного процессуального закона наличие или отсутствие в каждой из них необходимых ссылок.
Например, выясняется:
• указал ли кандидат дату судебного решения, место его вынесения, состав суда;
• привел ли установленные судом обстоятельства и определенные в соответствии с ними правоотношения;
• указал ли результаты оценки доказательств, соответствующие мотивы своего решения по существу спора;
• оформил ли резолютивную часть судебного решения согласно требованиям процессуального закона и т.д.
Такая проверка фактически является подготовительным процессом для оценивания выполненных практических работ, поскольку оно будет проводиться на заседании комиссии в присутствии кандидата.
— То есть информация о предварительных результатах выполнения претендентами практических заданий не будет размещена на официальном сайте ВККС, так как оценку кандидат получит непосредственно на заседании, на которое его вызовет комиссия?
— Да, вы правильно поняли. Проверка работ, которая в настоящий момент еще продолжается, — это не результат квалификационного экзамена. Результат будет определен на заседании ВККС. Соответственно, на официальном веб-портале комиссии информация о количестве баллов, набранных кандидатами на экзамене, появится тогда, когда будут определены результаты экзамена.
— Когда кандидатам ожидать заседаний комиссии?
— Мы планируем, что проверять работы будут где-то до 15 октября. Сейчас сложно спрогнозировать, сколько потребуется времени, ведь такое количество работ ВККС проверяет впервые. Возможно, этот процесс завершится быстрее, возможно, затянется на более длительное время, но ориентировочно начало заседаний комиссии запланировано на 22 октября.
Кандидаты заблаговременно будут приглашены на заседание, поставлены в известность о дне и месте его проведения.
— По какому принципу будет определяться очередность вызова претендентов для защиты практических работ: по алфавиту, по секторам?
— Для вызова кандидатов мы такие принципы не используем. Планируем, что очередность будет зависеть от степени готовности документов человека для рассмотрения на заседании (имеется в виду специальная проверка и сбор соответствующей информации).
«Признание кандидатом своих ошибок даст комиссии возможность оценить его личные качества»
— Как будет проходить оценивание практических работ?
— Комиссия как коллегиальный орган будет рассматривать результаты проверки каждой практической работы на заседании. Потом мы ее обсудим, и путем голосования будут определены результаты квалификационного экзамена конкретного кандидата. Результат экзамена — это количество баллов, которое определяется суммой баллов, полученных за тест и за выполнение практического задания.
— Сможет ли претендент на мантию на заседании повысить свой балл и каким образом?
— Это важный для кандидатов вопрос. Они должны понять: комиссия будет оценивать те проекты процессуальных документов, которые они написали 19 и 20 сентября.
Именно эта работа и является выполнением практического задания, предусмотренного законом. Конечно, приехав домой, кандидат может пообщаться с коллегами, найти необходимую информацию или разъяснение в Интернете или учебниках. И в результате он может быть готов мотивировать решение модельного дела иначе, чем сделал это во время написания судебного решения.
Однако это не может быть и не будет основанием для того, чтобы корректировать его баллы, иначе нет никакого смысла в выполнении претендентами практического задания.
— Тогда зачем кандидатам присутствовать на заседании ВККС? Не проще ли было бы определить баллы без них?
— Действительно, было бы проще. Но мы идем по пути качества, а не простоты. Во-первых, для оценки работы кандидата в некоторых случаях понадобятся его объяснения, а во-вторых, именно на заседании в присутствии кандидата комиссия сможет выявить его личные и моральные качества.
— Если человек на заседании комиссии частично признает свою ошибку (имеется в виду по существу спора), повлияет ли это на оценивание его работы? Ведь недаром говорят: признают свои ошибки исключительно сильные и смелые люди, поскольку отступить, исправить, принять свое несовершенство может не каждый. В то же время отстаивание своей точки зрения до победы, несмотря на то, что уже всем, включая самого человека, понятно, что его позиция ошибочна и все аргументы — против, свидетельствует о гордыне и страхе быть побежденным. А это не самые лучшие качества для судьи, которому в работе не раз придется соглашаться с мнением суда высшей инстанции.
— Вы говорите об очень важных вещах. Конечно, признание своих ошибок, если они действительно были, является в целом положительной чертой характера. Осознание кандидатом своего несовершенства — это первый его шаг к пониманию, что необходимо повышать уровень знаний и умений, а не сидеть сложа руки. Стремление повышать профессиональный уровень, несомненно, является тем качеством, которое должно быть присуще как судье, так и кандидату на должность судьи.
Однако, говоря об этом, не следует забывать, что такие обстоятельства лежат в плоскости выявления личных качеств претендента. Практическое же задание в понимании закона должно показать уровень знаний и профессиональной подготовки. Следовательно, признание кандидатом своих ошибок даст комиссии возможность оценить его личные качества, однако никоим образом не будет влиять на количество баллов, которое он получит за выполнение практической работы.
«К судье общество относится более придирчиво, чем к представителям других профессий»
— Хотелось бы поговорить о личных и моральных качествах претендентов. Как ВККС их будет выявлять?
— Во время проведения отбора комиссия не ограничивается только процедурами проверки знаний и умений кандидатов. Мы параллельно проводим специальную проверку, а также собираем информацию о человеке. Таким образом формируются материалы, характеризующие его в профессиональной и личной жизни.
Такие материалы будут предметом рассмотрения комиссии на заседании. Кроме того, общение с кандидатом даст ВККС возможность определенным образом оценить его качества.
Если юрист хочет стать судьей, то должен четко понимать, что его предыдущая деятельность может вызывать законные и объективные сомнения в возможности назначения его на должность. Судья не изолирован, он ежедневно встречается с гражданами, которые живут и работают с ним рядом. К судье общество относится более придирчиво, чем к представителям других профессий. Следовательно, государство, общество в целом и отдельные граждане в частности ждут от нас, что судить будет честный, порядочный человек, а не бездушный, хамоватый, ведущий себя аморально, хотя и высококвалифицированный юрист.
— И все же какие личные и моральные качества должен иметь кандидат?
— В законе «О судоустройстве и статусе судей» не приводится перечень личных и моральных качеств, которыми должен обладать кандидат. Составить исчерпывающий их перечень просто невозможно. Специфика отношений, возникающих между претендентом и комиссией, заключается в том, что он уже не выступает исключительно как частное лицо, а ВККС не действует как государственный орган, противостоящий частному лицу. Кандидат стоит на линии перехода к категории должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государства — осуществление правосудия. Поэтому можно вспомнить ст.12 Кодекса профессиональной этики судьи: последний должен прилагать все усилия для того, чтобы, по мнению рассудительного, законопослушного и информированного человека, его поведение было безукоризненным.
Если такое поведение — обязанность судьи, то, соответственно, этим постулатом следует руководствоваться и кандидату на должность судьи. А значит, претендент прежде всего должен быть законопослушным, иметь призвание к профессии судьи, самоуважение, ответственно относиться к своим служебным обязанностям, стремиться постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, быть честным, порядочным, вежливым и тактичным, уметь противостоять давлению и искушению, соблюдать общую культуру и этические нормы на службе и во внеслужебном поведении, в семейных отношениях. Такой человек достоин того, чтобы стать судьей и вершить судьбами других людей.
— Согласно Положению о порядке сдачи кандидатами на должность судьи квалификационного экзамена и методике его оценивания проходной балл определяется в зависимости от количества набранных претендентами баллов и прогнозируемого количества вакантных должностей. В марте 2012 г. ВККС объявила второй отбор на 724 должности. В связи с введением должности следственного судьи с 1.01.2013 должна увеличиться численность судей местных общих судов (более чем на тысячу человек). Учитывая указанные обстоятельства, не планирует ли ВККС решить вопрос об увеличении прогнозируемого количества вакантных должностей в ходе этого отбора?
— Нет, в ходе этого отбора прогнозируемое количество вакантных должностей судей мы увеличивать не планируем. То, что судей местных судов станет больше (это должно произойти с января следующего года), комиссия учла, увеличив количество лиц, которых будут направлять для прохождения специальной подготовки во время следующего отбора кандидатов на должности судей.
«Именно представители судейского корпуса должны решать судьбу своих коллег»
— Не так давно советник Президента Андрей Портнов сообщил, что в администрации главы государства разработаны изменения в Конституцию — в раздел «Правосудие». В частности, планируется, чтобы подавляющее большинство членов Высшего совета юстиции составляли судьи, которых будут избирать их же коллеги. Также есть предложение, чтобы судей назначали сразу бессрочно. Парламент от процесса формирования судейского корпуса полностью устраняется. Все будут решать Высшая квалификационная комиссия судей и Высший совет юстиции, а Президент будет выполнять церемониальную функцию — подписывать указы о назначении. Как вы относитесь к каждому из предложенных изменений? Улучшится ли качество правосудия? Почему не нужен 5-летний, так сказать, испытательный срок для судей?
— Отвечая на ваши вопросы, в первую очередь отмечу, что рекомендации о внесении некоторых изменений в Конституцию еще в 2010 г. дала Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия) в заключении относительно закона «О судоустройстве и статусе судей».
В частности, в заключении говорится: «...существенной особенностью закона является важная роль, отведенная ВККС и ВСЮ. Если признаки ВККС представляются совместимыми с международными стандартами, некоторые аспекты деятельности ВСЮ таким стандартам явно не отвечают. Считается целесообразным рекомендовать внесение изменений в Конституцию, чтобы привести состав ВСЮ в соответствие с международными стандартами».
Рекомендации Венецианской комиссии касались и того, чтобы «исключить роль Верховной Рады в процессе назначения и увольнения судей... изменить состав ВСЮ, обеспечив, чтобы большинство или по крайней мере существенная часть его членов были судьями, избранными самими судьями».
Комиссия также отметила: «Существование пятилетнего испытательного периода (имеется в виду срок первого назначения на должность судьи. — И.С.), установленного ст.126 Конституции, должно быть исключено или по крайней мере он должен быть сокращен до, например, не более чем двух лет. Это положение Конституции необходимо изменить».
Поэтому, как видим, предложения относительно внесения изменений в Конституцию, о подготовке которых сообщил А.Портнов, прежде всего направлены на приведение системы формирования профессионального судейского корпуса нашего государства в соответствие с высокими европейскими стандартами. Я лично приветствую такую инициативу, поскольку считаю, что она является следующим и едва ли не самым важным шагом, приближающим нас к завершению реформирования судебной системы.
Например, назначение на должность судьи без так называемого испытательного периода, безусловно, является гарантией судейской независимости и несменяемости. И не следует бояться, что в судах будет царить произвол. Во-первых, даже сегодня статус, права, обязанности, полномочия и основания для привлечения к ответственности абсолютно одинаковы как для того судьи, который назначен на должность на 5 лет, так и для того, который занимает ее бессрочно.
Во-вторых, статус судьи, избранного на должность бессрочно, никоим образом не является препятствием для увольнения лица, если он совершит проступок, несовместимый с этим высоким званием.
Если говорить об устранении парламента от процесса назначения на должность судьи, то вспомню, что эта рекомендация Венецианской комиссии в первую очередь направлена на исключение возможности какого бы то ни было политического влияния на формирование судейского корпуса. Это позитивная и нужная инициатива, поскольку даже формальный признак возможности вмешательства в процесс избрания судей представителей других ветвей власти воспринимается европейским сообществом как случаи давления на судей.
В продолжение сказанного добавлю, что по этим же причинам я также одобрительно отношусь к инициативе, чтобы большинство в ВСЮ составляли судьи. Именно представители судейского корпуса должны решать судьбу своих коллег. Это отвечает и международным стандартам, и принципам объективности, справедливости и независимости процедур назначения, привлечения к ответственности и увольнения судей.
— Также изменениями в Конституцию предусматривается повысить возрастной ценз для желающих надеть мантии с 25 до 30 лет. А судья сможет пребывать в должности до достижения не 65, а 70 лет. Как вы относитесь к такой новелле?
— Я уже не раз говорил, что вопрос изменения возрастного ценза для судей возникает постоянно. История свидетельствует о том, что и в царской России, и в Советском Союзе возрастной ценз для претендентов на должность судьи не превышал 25 лет.
Однако наши наблюдения и результаты отбора кандидатов на должности судей показывают, что судьями становятся в возрасте приблизительно 28—29 лет. Я сам надел мантию в 29. Правда, в этом году в отборе приняло участие немало молодежи — претендентов 25—27 лет, а тех, кому за 30, было не так уже и много. Но и процент тех, кто отсеялся на первом же этапе второго отбора, больше в группе кандидатов 25—27 лет.
Конечно, судьей не рождаются, им необходимо стать. Если же учесть отношение общества к возрасту человека вообще, а не только судьи, то, конечно, доверия больше человеку, старшему по возрасту. Прежде всего тут играет роль так называемый жизненный опыт. Поэтому я прогнозирую, что общественное мнение о качестве судопроизводства улучшится в связи с увеличением до 30 лет возрастного ценза для занимания должности судьи. Поэтому такое предложение воспринимается мной одобрительно.
Еще более положительно я отношусь к идее продлить срок пребывания судьи на должности до 70 лет. И здесь прежде всего имею субъективное суждение, ведь лично знаю большое количество судей в отставке, которые полны сил, энергии, вдохновения, имеют колоссальный опыт, глубокие знания, но достигли 65 лет и просто вынуждены оставить любимое дело. И, как вы понимаете, государству не приносит пользы отстранение таких людей от осуществления правосудия.
Подводя итог, отмечу, что ВККС — орган, который отвечает за отбор судей, их карьеру, повышение квалификации, соблюдение судьями правил профессиональной этики, привлечение людей в мантиях к дисциплинарной ответственности. Мы понимаем и осознаем ту дополнительную ответственность, которая будет возложена на нас в случае внесения в Конституцию изменений, инициированных Президентом, и готовы осуществлять свои полномочия на высоком профессиональном уровне.
И.Самсин: Назначение на должность судьи без так называемого испытательного периода, безусловно, является гарантией судейской независимости и несменяемости.
Материалы по теме
Комментарии
Голова ВККСУ Игорь Самсин так красиво рассказывает о достоинствах и моральных качествах судьи...Но этот руководитель не знает что происходит за его спиной при помощи его подчинённых...По вопросу издев…
Ну до чого тут царська Росія? Навіщо на неї посилатись?