Мораторий на проведение проверок бизнеса не запрещает проведение проверок вообще, а направлен на ограничение проверок субъектов малого бизнеса, кроме исключений, которые относятся к сфере такого контролирующего органа, как Государственная фискальная служба.
С такой позицией Государственная регуляторная служба и Совет бизнес-омбудсмена обратились в Кабинет Министров Украины с просьбой оказать содействие в формировании единого подхода всех органов, имеющих право осуществлять государственный надзор (контроль) относительно действия моратория на проверки субъектов предпринимательства, информировали "ЗиБ" в ГРС .
В решении этого вопроса они просят учесть позицию ГРС и судебную практику, в которой суды, принимая решения, фактически опираются на те же правовые основы, что и Государственная регуляторная служба Украины.
Изучая позиции разных органов, в том числе, Минэкономики, Минфина, неоднозначной позиции Минюста и имеющейся судебной практики ГРС настаивает, что мораторий на проверки для субъектов предпринимательства с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год продолжает действовать.
Позиция Государственной регуляторной службы Украины и судебная практика.
Ограничения на проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей вводилось следующими Законами Украины:
- «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», статьей 31, которой было установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) осуществляются в течение августа - декабря 2014 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке предприятия относительно его проверки;
- «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 № 76-VIII Заключительным положениям которого установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины) осуществляются в январе- июне 2015 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке предприятия относительно его проверки;
- «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 № 71 VIII, согласно Заключительным положениям которого установлено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 млн. гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке предприятия относительно его проверки, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины .
Указанное ограничение не распространяется:
- с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещение налога на добавленную стоимость;
- с 1 июля 2015 года на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица - предприниматели) групп, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажа товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных пунктом 27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.
То есть все эти законы оперируют термином «контролирующие органы» и анализ текстов законов указывает на то, что в контролирующие органы законодатель отнес все органы государственной власти, уполномоченные на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля), это подтверждается исключением, сделанным для Государственной фискальной службы Украины .
Следуя этой позиции, Кабинетом Министров Украины в приложении к постановлению от 13.08.2014 № 408 был приведен Перечень государственных инспекций и других контролирующих органов, которым будет предоставляться разрешение Кабинета Министров Украины на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц-предпринимателей. Это постановление действует.
Указанная норма в Законе № 71 не является поправкой к Налоговому кодексу Украины, это положение создает вполне самостоятельную норму, которая распространяется на все контролирующие органы, перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13.08.2014 № 408.
ГРС просит обратить внимание, что мораторий, установленный Законом № 71, не запрещает проведение проверок вообще, а направлен на ограничение проверок субъектов малого бизнеса, кроме исключений, которые относятся к сфере такого контролирующего органа, как Государственная фискальная служба. Предыдущие законы также позволяли проведения проверок этом контролирующему органу.
То есть, законодателем, с учетом сложного экономического состояния страны, сложившийся в конце 2014 года, введение Законом № 71 моратория на проверки субъектов малого бизнеса, является одним из средств поддержки и защиты таких субъектов, деятельность которых наиболее уязвимой при возникновении кризисных явлений в экономике.
Кроме вышеуказанного, была получена информация о рассмотрении споров, возникающих между контролирующими органами и субъектами хозяйствования по поводу применения норм раздел II Закона Украины от 28.12.2014 № 71-VIII в судебном порядке.
Так, 28.07.2015 года постановлением Окружного административного суда города Киева по делу 826/13378/15 по иску ООО «Центр «Солнечный ремесло» в Государственную службу геологии и недр Украины о признании противоправным и отмене приказа Государственной службы геологии и недр Украины от 24.06. 2 015 № 173, которым назначалась проверка общества было принято решение об удовлетворении исковых требований.
В мотивировочной части указанного постановления судом была использована та аргументация, изложенная в позиции Государственной регуляторной службы Украины.
Кроме того, указано «... в Заключительных положениях Закона № 71 законодатель не уточняет на какие именно контролирующие органы распространяется установленные ограничения. Учитывая это, коллегия судей приходит к выводу, что требования п.3 Заключительных положений Закона № 71-восьмого касаются всех без исключения контролирующих органов, а не только Государственной фискальной службы. »
Апелляционную жалобу Государственной службы геологии и недр Украины по указанному делу Киевским апелляционным административным судом 16.09.2015 было оставлено без удовлетворения, а постановление Окружного административного суда города Киева - без изменений.
Также аналогичное решение в пользу предприятия было принято Окружным административным судом города Киева и по делу № 826/17157/15.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!