Правовые позиции, сформулированные в решениях Европейского суда справедливости, могут учитываться административными судами как аргументация, соображения относительно гармоничного толкование национального законодательства Украины в соответствии с установившимися стандартами правовой системы Европейского Союза, однако не как правовая основа (источник права) урегулирования отношений, по которым возник спор.
На это обращает внимание ВАСУ в информационном письме от 18.11.2014 № 1601/11/10/14-14 в связи с результатами анализа решений, принятых административными судами. В частности, отдельные решения в мотивировочной части содержат ссылки на решение Европейского суда справедливости №41/74 по делу «Yvonne Van Duyn v Homme Office».
В соответствии со статьей 19 Договора о Европейском Союзе этот Суд обеспечивает соблюдение права при толковании и применении учредительных договоров Европейского Союза (Договора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза). Для этого Суд проверяет законность актов институтов Европейского Союза, обеспечивает выполнение обязательств государствами-членами по договорам Европейского Союза, интерпретирует право Европейского Союза по просьбе национальных судов и трибуналов государств-членов этого Союза.
Такое определение компетенции и функций Европейского суда справедливости означает, что решения, принятые этим судом, обязательны прежде всего для сторон спора и могут иметь прецедентный характер в рамках правовой системы Европейского Союза, в частности использоваться самим Судом и судебными органами государств-членов Европейского Союза в применении норм права Европейского Союза.
На сегодня Украина не является государством-членом Европейского Союза. Учредительные договоры Европейского Союза не обязывают Украину, соответственно и решение Европейского суда справедливости не могут рассматриваться как источник права национальной правовой системы. Статьей 17 Закона Украины от 23 февраля 2006 № 3477-IV «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» установлено, что в качестве источника права суды при рассмотрении дел применяют Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского суда по прав человека.
Таким образом, следует различать решение Европейского суда по правам человека как органа, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Совета Европы, и решения Европейского суда справедливости, который действует только в пределах правовой системы Европейского Союза.
Одновременно учитывая европейское направление развития Украины и цель принятия Закона Украины от 18 марта 2004 № 1 629-IV «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза», а также начало действия Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, правовые позиции, сформулированы в решениях Европейского суда справедливости, могут учитываться административными судами как аргументация, соображения относительно гармоничного толкование национального законодательства Украины в соответствии с установившимися стандартами правовой системы Европейского Союза, однако не как правовая основа (источник права) урегулирования отношений, по которым возник спор.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!