Замороженный конфликт могут урегулировать без участия всех участников
В последнее время в украинских и международных СМИ вновь оживилась дискуссия о возможных вариантах разрешения приднестровского конфликта.
Особая интрига в этом вопросе состоит в том, что сильные мира сего могут пойти на кулуарную сделку — решить дальнейшую судьбу Молдовы и Приднестровья вне рамок официальных переговоров, то бишь без учета мнения всех заинтересованных в этом процессе сторон, в том числе и Киева.
Угроза кулуарной сделки
Визит федерального канц¬лера Германии Ангелы Меркель в Румынию и проведение 18—19 октября саммита глав России, Франции и ФРГ в Довиле, в ходе которого обсуждались вопросы без¬опасности в Европе (включая проблему замороженных конф¬ликтов), являются ярким свидетельством того, что тема приднестровского конф¬ликта вновь стала предметом активных дискуссий России и отдельных членов Евросоюза.
Отсутствие какой-либо внятной официальной информации со стороны ЕС и России по факту этих встреч дает экспертам, в том числе украинским, полную свободу для фантазий и всяческих спекуляций. Так, ряд СМИ предположил возможность достижения договоренностей между Россией и ЕС, в рамках которых в обмен на содействие в разрешении приднестровского конфликта Россия может рассчитывать на безвизовый режим с Евросоюзом.
Согласно еще одной версии вывод российских войск из Приднестровья мог бы быть компенсирован масштабными инвестициями Евросоюза в российскую экономику. Небывалую смелость таких «вариантов размена» эксперты пытаются объяснить якобы созревшим стремлением президента России Дмитрия Медведева продемонстрировать свою готовность к улучшению взаимоотношений с Западом и компенсировать «издержки» российского вмешательства на Кавказе в 2008 году.
Безусловно, исключать возможность достижения кулуарного соглашения между Россией и рядом ключевых стран Евросоюза как в отношении приднестровского конфликта, так и по ряду других важнейших вопросов мировой политики, не стоит. Однако вряд ли оправданными будут ожидания относительно перспектив ухода России из Молдовы и Приднестровья. Максимум, что может предложить Москва в вопросе приднестровского урегулирования, это повторить опыт британцев в Индии, т.е. уйти, чтобы остаться.
На сегодняшний день Россия не скрывает, что заинтересована как минимум в сохранении своих сегодняшних позиций влияния в этом регионе. Именно поэтому Кремль рассматривает два основных варианта приднестровского урегулирования — пресловутый «план Козака», который предполагает объ¬единение Молдовы на условиях, выгодных России, или же будет поддерживать сущест¬вующий тлеющий конфликт между двумя берегами Днест¬ра.
Предположение о том, что Россия может вывести свои войска из Приднестровья, не лишено смысла, однако это случится не раньше, чем Моск¬ва сможет обеспечить разрешение приднестровского конфликта в выгодном ей ключе (читай — на основе одного из вариантов «плана Козака»).
Сегодня российская сторона владеет значительными политическими и экономиче¬скими рычагами влияния не только на Приднестровье, но и на всю Молдову («Газпром» контролирует молдавскую газовую трубу, РАО «ЕЭС» обеспечивает до 70% электроэнергии, необходимой Молдове, Россия является крупнейшим рынком сбыта для молдавской винодельческой и овощеплодовой продукции и т.д.).
«Золотая акция» Киева
Влияние России в Приднестровье еще более весомо: там, не скрывая, говорят о том, что «Россия — это наше все». Поэтому присутствие 1,5 тыс. российских военно¬служащих в Приднестровье уже давно является не ключевым фактором российского влияния в регионе, а скорее «фетишем», который при благоприятных обстоятельствах можно достаточно дорого продать Западу.
Это для России почти то же, что и уступить настойчивым просьбам ЕС и США по поводу получения статуса полноценных участников переговорного формата «5+2», который по своей сути является консультативным (а по¬следние несколько лет все встречи еще и проходят на неформальном уровне). Однако пусть «покупка» этой «дохлой кошки» будет головной болью европейских политиков.
Украину в этой связи долж¬но гораздо сильнее беспокоить то, что торг о судьбе Приднестровья идет явно без ее участия. Киев, конечно, позовут поставить в нужный момент свою подпись, однако уже скорее не в качестве самостоятельного игрока, а всего лишь в роли техниче¬ского исполнителя чужих идей.
В этот раз тревога, похоже, была учебной. По результатам саммита в Довиле президент России Д.Медведев заявил, что «успех в молдавско-приднестровском урегулировании зависит не только от России, но и от Республики Молдова, от позиции Приднестровья, Румынии и ЕС». Очевидно, Москва так и не получила пока ответов от Берлина и Парижа на интересующие ее вопросы в сфере европейской безопасности.
Она предпочла сослаться на необходимость формирования полноценной властной команды в Молдове по результатам парламентских и президентских выборов, которые должны состояться в ближайшие месяцы. При этом российский лидер намекнул, что после формирования власт¬ной вертикали в Молдове (ориентировочно февраль—март 2011 года) может появиться «неплохой шанс восстановить переговорный процесс».
Вопрос только, с участием каких игроков и на основе каких документов могут пойти эти переговоры. Как говорят злые языки, Евросоюз, так часто ратующий за прозрачность переговорного процесса, разработал некий проект дорожной карты приднестровского урегулирования и согласно еще непроверенной информации якобы начал обсуждать его с Россией.
На данном этапе Украина пока имеет некоторый временной ресурс для активизации своей дипломатической работы на приднестровском направлении и возможность в той или иной форме включиться в процесс выработки контуров вероятной формулы решения замороженного конф¬ликта, конвертировав в реальные действия свою «золотую акцию» в приднестровском урегулировании. Хочется верить, что имеющему многолетний дипломатический стаж новоназначенному спецпредставителю Украины по вопросам приднестровского урегулирования Игорю Харченко эта крайне непростая задача окажется по силам.
Виталий КУЛИК, «MoldovaNova»
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!