«Моральные качества новичков волнуют руководителей судов не меньше, чем уровень знаний»
В хозяйственной юрисдикции законники из одного региона достаточно часто становятся председателями судов в других областях, переводясь в них перед назначением. Именно так проблема с руководством была решена в Киевском, Днепропетровском и Львовском апелляционных и некоторых местных хозяйственных судах. О том, как к этому отнеслись в коллективе и трудно ли было новому председателю влиться в рабочий процесс, «ЗиБ» решил узнать у Бориса Плотницкого.
«Я никогда не просил должностей и не буду просить в будущем. А вот отказывался достаточно часто»
— В начале этого года вы заняли должность председателя суда. Какое первое впечатление произвел на вас суд и его коллектив?
— Первое впечатление о суде — здесь работают доброжелательные и приветливые люди. В коллективе есть как ветераны с многолетним опытом, так и молодые судьи с высокими профессиональными качествами. Приятно удивил значительный процент парней среди помощников судей и секретарей, ведь в большинстве судов эти должности традиционно занимают девушки. Вот такое львовское «гендерное ноу-хау».
С первых дней работы посетил все 5 местных хозяйственных судов Львовского апелляционного округа, провел рабочие встречи, ознакомился с материальной базой этих учреждений. Два из них — хозяйственные суды Закарпатской и Черновицкой областей — много лет лидеры по качеству работы в системе хозяйственной юрисдикции.
И конечно же, поразил своей красотой город Львов и карпатский край.
— На должности председателя суда вы заменили Александра Тупицкого, который поработал во Львове чуть больше года и возглавил апелляционный суд в Днепропетровске. Как коллектив относится к такой быстрой смене руководства?
— Логично было бы спросить об этом у коллектива. Конечно же, ко мне, как к новому руководителю, присматриваются. И это уже моя задача — работать как минимум не хуже своих предшественников, а менять только к лучшему.
Почему вы решили сменить место работы? Долго взвешивали все «за» и «против»?
— Во-первых, это была не моя инициатива. Никогда не относил себя к людям, которые живут по принципу «Дайте мне должность, а там видно будет».
Во-вторых, есть такое правило: «Никогда не проси и ни от чего не отказывайся». Я никогда не просил должностей и не буду просить в будущем. А вот отказывался достаточно часто. Со временем понял: если ты нужен, тебе доверяют, на тебя возлагают надежды, то должен впрягаться и работать. Все остальное — эмоции.
Были ли сомнения? Было и есть волнение: хватит ли знаний, опыта, не подведу ли людей? В народе говорят, что только дурак не сомневается.
— Сравнивая работу в местном и апелляционном судах, в чем видите принципиальную разницу? Где сложнее работать?
— Мерить по принципу «Здесь легко — там трудно» — не для судейской профессии. Независимо от инстанции работа судьи, руководителя суда — это огромная интеллектуальная и психологическая нагрузка, большая ответственность. Апелляционный суд должен быть для местных судов образцом высоких стандартов в организации работы, методическим центром. Добиться этого непросто.
Кроме того, председатель суда апелляционной инстанции отвечает за состояние дел не только в возглавляемом им учреждении, но и во всем апелляционном округе.
«Легенду о конфликтном суде не слышал и ничего такого не ощутил»
— Хозяйственные суды в Донецке называют образцовыми. Что из практики на прежнем месте работы вы пытаетесь ввести во Львове?
— Донецкий апелляционный хозяйственный суд официально признан модельным судом, начиная с качества работы и заканчивая уровнем методического обеспечения и материально-технической базы. Я работал в этом суде фактически с момента его создания, имел возможность научиться у руководства всем тонкостям административной работы. Этот опыт — мое лучшее приобретение в профессии.
В Хозяйственном суде Донецкой области практически самая большая нагрузка. И при этом качество работы выше средней по Украине. Там работают высококвалифицированные люди. Я горжусь тем, что прошел школу этих судов, и благодарен своим учителям.
Первое, что использовал из донецкого опыта на новом месте работы, — это практику систематического обучения судей округа. Было организовано проведение семинара по безотлагательным вопросам применения материального и процессуального права. Темы семинаров определяют местные суды. Докладывают судьи апелляционной инстанции, судьи первой инстанции — содокладчики. Ведется полезная дискуссия, которая способствует повышению уровня судейской квалификации, искоренению двойной практики, правильному применению постановлений пленумов высших судебных инстанций. Семинары будут проводиться регулярно, и в дальнейшем мы планируем пригласить судей Высшего хозяйственного суда.
На оперативных совещаниях судебных палат проводится обсуждение и анализ всех без исключения отмененных высшими инстанциями актов нашего учреждения. Изменена концепция планирования работы суда.
Используем лучший опыт организации документооборота, который существенно уменьшит расходы и будет способствовать оперативности получения информации о движении дел.
А еще, опираясь на опыт работы в Донецке, я прилагаю все усилия для улучшения материальной базы суда. Мой предшественник А.Тупицкий начал в прошлом году строительство 3 залов судебных заседаний и архива. Недавно все достроили, оснастили и ввели в эксплуатацию. Благодаря помощи львовских областного и городского советов, которые выделили суду 1 млн грн., начинаем замену окон, утепление и реставрацию фасада здания. На очереди — ремонт актового зала.
Все эти нововведения нашли поддержку у коллектива суда и, что самое главное, положительно отразились на качестве работы.
— Львовский апелляционный хозяйственный суд считается достаточно конфликтным. Ощущаете ли вы это? В суде действительно есть несколько отдельных групп?
— О Львове, как городе с многовековой историей, сложено много легенд. Я вообще увлекаюсь историей и некоторые из них тоже знаю. Но легенду о конфликтном суде не слышал и ничего такого не ощутил.
Надеюсь, что владею ситуацией в коллективе. Товарищеские отношения коллег, доброжелательная атмосфера — фундамент здорового коллектива. И слежу за этим не меньше, чем за соблюдением сроков рассмотрения дел и трудовой дисциплиной.
Людей, которые противопоставляют себя коллективу, единоличников у нас нет. А вот позитивных лидеров мы будем воспитывать.
— С того времени как вы ушли с должности председателя Хозяйственного суда Донецкой области, в учреждении до сих пор нет нового руководителя. Проблема в том, что суд «растратил» свой кадровый потенциал на другие регионы? Кого бы порекомендовали вы на эту должность?
— Благодарю вас за доверие ко мне как эксперту по вопросам донецких судов. А если серьезно, то в свое время я почти полгода исполнял обязанности председателя местного суда. У руководства было достаточно времени присмотреться ко мне, а мне — проверить себя в деле. Считаю такую ситуацию нормальной.
Хозяйственный суд Донецкой области, в частности и в силу вышеназванных мной обстоятельств, имеет мощный кадровый потенциал. И этот потенциал не «растрачивается», а работает на укрепление системы хозяйственных судов государства. Я хорошо знаю профессиональные и моральные качества судей области. Могу только сказать, что руководить судом должен лидер коллектива. (21 июня стало известно, что Высший совет юстиции назначил на эту должность Александра Попова. — Прим. ред.).
— Ваш преемник в Донецке станет уже четвертым председателем суда за последние 2 года. Такая ситуация не истощает суд, она может повлиять на качество правосудия?
— В этом суде налажен четкий и эффективный рабочий процесс. Конечно, смена руководства — это в некоторой степени испытание для коллектива. Но вы посмотрите на показатели его работы, которые остаются стабильно высокими, и вместе со мной сделаете вывод, что испытания преодолеваются с честью.
«Необходимо на законодательном уровне четко разграничить компетенцию каждой юрисдикции»
— В этом году немало судов столкнулись с проблемой нехватки средств из-за уменьшения количества дел и, соответственно, поступлений от судебного сбора. Какова ситуация в вашем суде?
— Вы очень оптимистично высказались, что только «в этом году…». К сожалению, этот год не исключение.
Судьи хозяйственных судов, в том числе и наш коллектив, были оперативно приобщены к обсуждению и подготовке предложений относительно внесения изменений в закон «О судебном сборе». В нашем суде также наблюдается существенное уменьшение количества апелляционных жалоб. По сравнению с прошлым годом — на 20%. Не хватает 328 тыс. грн. для того, чтобы заплатить за уже выполненные ремонтные работы в здании суда. Имеем долг за услуги маркировочной машины, за канцтовары, и долги растут.
Надеемся на понимание и оперативное реагирование Правительства в части внесения изменений в государственный бюджет.
— Пытаясь уменьшить расходы на судебный сбор, стороны часто «переквалифицируют» дела на административные или гражданские. Из-за таких действий возникают проблемы не только с финансированием, но и с единством судебной практики. По вашему мнению, каким образом остановить этот процесс?
— Остановить процесс «переквалификации» сторонами хозяйственных споров на административные или гражданские, чтобы уменьшить расходы на судебный сбор, можно единственным способом. А именно — на законодательном уровне четко разграничить компетенцию каждой юрисдикции. Перед этим под эгидой Верховного Суда следует провести рабочее совещание трех высших специализированных судов, на котором выработать четкую позицию относительно подведомственности спорных категорий дел. Эти наработки должны лечь в основу соответствующего законопроекта для его принятия Верховной Радой.
— В настоящее время ведутся разговоры о возможности внесения изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс, благодаря которым подсудность будет определяться по предмету спора, а состав сторон на это влиять не будет. Как вы относитесь к такой инициативе?
— Определяющими критериями отнесения спора к компетенции хозяйственных судов всегда были состав участников процесса (юридические или физические лица) и предмет спора (содержание нарушенного права, за защитой которого обращаются). Определение подсудности исключительно по критерию предмета спора приведет к нивелированию особенностей хозяйственного процессуального законодательства по сравнению с рассмотрением дела в общем гражданском судопроизводстве. В условиях рыночной экономики для субъектов хозяйствования очень важна скорость решения споров. Именно учитывая субъектный состав участников судебного процесса, законодатель в ХПК и предусмотрел быструю и эффективную процедуру решения споров.
«Мы нашли ответы на сложные вопросы, которые не раз порождали разную практику в решении дел»
— В последнее время пленум ВХС принял ряд постановлений и продолжает работать над новыми. По какому вопросу, по вашему мнению, стоило бы еще подготовить постановление? С какими проблемами во время рассмотрения дел чаще всего сталкиваются судьи?
— Ряд постановлений пленума ВХС значительно облегчили работу хозяйственных судов. Мы нашли ответы на сложные вопросы, которые не раз порождали разную практику в решении дел. Принятие постановлений по отдельным вопросам хозяйственного судопроизводства является исключительной прерогативой ВХС. Подготовка соответствующих проектов осуществляется с активным привлечением к этой работе как апелляционных, так и местных хозяйственных судов.
По моему мнению, желательными были бы постановления, касающиеся практики неприменения хозяйственными судами актов государственных и других органов, если такие акты не отвечают законодательству (об этом речь идет в ч.2 ст.4 ХПК), применение ст.25 ХПК о процессуальном правопреемстве, поскольку возникают вопросы исполнения принятых решений в связи с очень длительной организационной процедурой прекращения деятельности субъекта хозяйствования путем реорганизации. Благодаря постановлениям пленума можно было бы решить вопрос, касающийся возвращения судебного сбора.
— Высшая квалификационная комиссия судей недавно пополнила ряды служителей Фемиды. Знакомились ли вы с теми судьями, которые пришли в ваш апелляционный округ? Как оцениваете их уровень подготовки?
— Да, я знакомлюсь с новыми судьями. Считаю высокоэффективной работу ВККС и Высшего совета юстиции по теоретической подготовке будущих судей. Одновременно соглашаюсь со своими коллегами, которые настаивают на необходимости изучения личных, моральных качеств кандидатов. Этот аспект волнует руководителей судов не меньше, чем уровень знаний новичков. Ведь и за работу, и за поведение молодого судьи будет отвечать именно председатель суда. Поэтому было бы логично привлечь к данному процессу руководителей судов, органы судейского самоуправления.
А уровень подготовки проявится в суде, когда новички примут присягу и пойдут «в бой». Поддержка же старших коллег им гарантирована.
— И в завершение — наш традиционный вопрос: что бы вы хотели пожелать тем судьям, которые только что надели мантию, и тем, которые работают уже долгое время?
— Молодые судьи должны понять сердцем, что отныне их миссия — служение закону. Желаю им быть мудрыми и выдержанными, уважать людей, стремиться к знаниям и самосовершенствованию. Всем судьям хочу пожелать своим трудом, авторитетом, безукоризненным поведением способствовать тому, чтобы народ доверял судебной власти и поддерживал ее.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.81 МБ)
«Если ты нужен, тебе доверяют, на тебя возлагают надежды, то должен впрягаться и работать»
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!